Почему утекают мозги, которые могли бы приносить пользу стране. В том числе и образование развивать. Но нужно ли ей это?

Опубликовано: 27 Февраля 2020 Автор: Айдар ЕРМЕКОВ | Алматы
Почему утекают мозги, которые могли бы приносить пользу стране. В том числе и образование развивать. Но нужно ли ей это?
theactivetimes.com
просмотров 741

Казнет снова поднял проблему отечественного образования. В частности, обсуждается, что казахстанцы все чаще стали выбирать для своих детей дистанционную систему обучения. Это может свидетельствовать лишь об одном – в нашей школе что-то не так.

Кто виноват?

Казахстанская система образования на протяжении уже многих лет является объектом нескончаемой критики. Школы ругают за поборы, вузы – за коррупцию. И тех, и других обвиняют в низкой квалификации преподавателей и недостаточно высоком уровне предоставляемых знаний. Однако существует мнение, что большая часть критики носит поверхностный характер. А за качество образования должно нести ответственность все общество.

Наверное, так оно и есть. Крушение некогда одной из самых сильных образовательных систем началось в начале девяностых, когда мы принялись до основания разваливать все созданное в тоталитарном прошлом, чтобы затем это все построить заново, но теперь уже в соответствии с канонами забугорной демократии. Однако развалили-то быстро, а построить до сих пор не построили. При этом в среде «строителей» имеют место немалые разногласия. Одни ратуют за то, чтобы слепо и без разбору следовать зарубежному, преимущественно западному опыту. Другие – за возвращение к старой проверенной десятилетиями системе.

Если попытаться найти золотую середину в этом споре, то нужно признать, что зарубежный опыт – это не только западный. Есть масса положительных примеров и на востоке, куда мы только-только начинаем смотреть, постепенно выходя из транса, в который впали под гипнозом хлынувшей из-под «железного занавеса» трансатлантической пропаганды.

Взять, скажем, Индию. В 1947 году, едва освободившись от колониальной зависимости от Великобритании, эта страна сразу же приступила к планированию исследования космоса. И это при том, что еще не была решена проблема обеспечения населения продовольствием, оставались разногласия между местными народностями и общинами и существовала (и по сей день существует) острая проблема неграмотности значительной части населения. Несмотря на все это, руководители государства поняли, что только путем развития образования, науки и техники Индия может встать в один ряд с промышленно развитыми державами. И сегодня Страна чая и слонов последовательно и успешно идет по этому пути. Конечно, еще существует масса проблем (все еще катастрофически не хватает школ), но Индия занимает ведущие позиции в мире по программированию, фармацевтике, имеет высокий уровень медицины, запускает в космос собственные спутники и является страной номер один в аутсорсинге.

Что сделали мы, радостно выпрыгнув из оков «совка»? Отменили школьную форму, переписали ученики, убрав из них все «инородное», сменили вывески. Развалив сельское хозяйство, позакрывали большинство школ в сельской местности, отдали под рестораны и ночные клубы детские сады. Институты одномоментно превратились в университеты и академии, что не отразилось ни на знаниях студента, ни на чем другом. Население аулов хлынуло в город. Школьные классы уплотнились до 35–40 учеников вместо положенных 20–25. А финансирование учебных заведений сократилось настолько, что зарплата водителя троллейбуса в несколько раз превысила зарплату преподавателя вуза. В итоге кандидаты и доктора наук поменяли кафедры на прилавки барахолок.

2.jpg

Либерализация экономики повлекла за собой либерализацию системы образования. Что случилось с экономикой, мы все хорошо помним. Это же произошло и с образованием. Оно стало платным. И многие деятели узрели в этом для себя заманчивые перспективы, совсем не связанные с качеством обучения. Академии и университеты появились едва ли не в каждом районном центре и едва ли не в бывших общественных туалетах. Благо закрытых предприятий с заброшенными административными зданиями в тот период хватало. Эти здания, порой даже полуразваленные, выкупались за взятки акимам. В них организовывались «альма-матер», в которых можно было обзавестись дипломом, ни разу не переступив порог. Плати за «обучение» и через четыре-пять лет, а то и раньше, будешь «специалистом с высшим образованием». А при наличии «агашки» – вполне пригодным для государственной службы.

Чиновники, ответственные за государственные программы, и по сей день не особо тяготятся этой проблемой. Их дети учатся в дорогих частных школах с иностранным преподаванием, после чего отправляются за границу в университеты из первой сотни международных рейтингов, где потом стараются остаться на ПМЖ. Никто из высоких руководителей и близко не думает об исследовании космоса. Похоже, их больше занимает исследование офшоров, где лучше и надежнее разместить нажитые непосильным трудом миллионы.

Что делать?

Народ долго ждал, что политики все исправят. Но, кроме введения скандального ЕНТ и создания «Назарбаев Университета», за счет финансирования которого улучшилась общая картина материальной поддержки образования, ничего толком не сделано. И теперь, когда мы стали пожинать плоды этих реформ, многих стало одолевать тягостное чувство: что-то пошло не так. До такой степени, что детей стали забирать из школ, предпочитая обучать на дому, нанимая преподавателей в частном порядке либо дистанционно.

Если покопаться в Сети, можно найти много разных предложений по поводу того, как спасти ситуацию. Например, есть мнение, что все исправит финансирование, автономность и эффективное управление учебными заведениями как со стороны министерства, так и со стороны самих вузов. Причем финансирование должно идти не только от государства, но и от бизнеса.

3.jpg

В качестве наглядного пособия приводится американская система финансирования, при которой корпорации тратят на образование до двух миллиардов долларов в год. Якобы в вожделенной Америке, да и вообще в мире в среднем до 30% от объема средств, которые тратятся на образование, дает бизнес. А в некоторых странах этот процент доходит до 50. У нас, если говорить о корпоративном секторе, это порядка 1%. Когда финансирование наших вузов со стороны бизнеса вырастет до 30%, тогда он и будет иметь моральное право требовать высокое качество образования.

Возможно, это и так. Только этот вопрос смахивает на дилемму о первичности появления курицы или яйца. Может быть, сначала университеты должны выпустить достойных специалистов, которые затем дадут необходимый импульс осуществлению этих, безусловно, конструктивных идей? Пока же наши национальные компании предпочитают обучать для себя специалистов за рубежом. Наверное, ясно, почему.

Есть еще вопрос коррупции в вузах. И он один из самых больных. Но в коррумпированном в целом обществе построить некоррумпированное образование вряд ли возможно.

Диплом по рейтингу считают

Однако, несмотря на существующее положение дел, перед отечественным Минобразования стоит амбициозная задача – затолкать хотя бы пару казахстанских вузов в число 200 лучших в мире. Только вот в последнее время бытует мнение, что место в рейтинге сегодня не всегда отвечает качеству образования. А если так, то стоит ли туда стремиться?

Опять же в Интернете можно найти доклад ЮНЕСКО под названием Rankings and Accountability in Higher Education: Uses and Missuses – «Рейтинги в высшем образовании: хорошее и плохое». Согласно этому докладу, в трех ведущих мировых рейтингах в числе 200 ведущих вузов пребывают, как правило, те, что имеют двухсотлетнюю историю, бюджет не менее 2 млрд долларов и количество студентов не менее 25 тысяч. Глядя на эти данные, невольно задаешься вопросом: с чем мы можем туда пожаловать?

Уже не секрет, что в наше маркетинговое время вузы стремятся красоваться в рейтингах ради рейтингов, но не ради повышения качества предоставляемого образования. Иными словами, это банальная реклама: чем выше место, тем дороже обучение и тем охотнее потом берут работодатели.

То, что место в этой табели о рангах не есть отражение качества знаний, доказывает тот факт, что на международных олимпиадах по точным наукам лидирующие места уже традиционно занимают студенты из Китая и России, тогда как в сотне лучших в мире перманентно пребывают американские и британские альма-матер.

Возьмите пять последних чемпионатов мира по программированию. На всех победителями стали ребята из Санкт-Петербургского государственного университета. В первой тройке перманентно присутствуют российские и китайские вузы. К примеру, команда МГУ им. Ломоносова и Пекинского госуниверситета.

4.JPG

В первой десятке с разными позициями в разные годы расположились национальный университет Тайваня, Варшавский университет, Шанхайский транспортный университет, Токийский университет, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий и Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики» (Москва). В нее никогда не попадают ни Гарвард, ни Оксфорд, ни Кембридж, ни MIT. Если говорить об аналогичных турнирах среди школьников, то и тут среди победителей нет ни одной команды, представляющей хваленую западную систему. Там всех рвут исключительно китайцы и россияне. С легкой примесью корейцев, японцев и индийцев.

Чему учат в сельхозтехникуме и почему молодые ветеринары боятся коров?
читайте далее

И такое происходит на протяжении не одно десятка лет. Не потому ли Всемирный банк поддержал предложение о том, что акцентировать внимание нужно не только на табели о рангах, но и на академической успеваемости и педагогической результативности.

Что касается Казахстана, то у нас тоже немало ребят, которые побеждают на международных олимпиадах. И мы этим несказанно гордимся, пишем статьи и т. д. Только после каждой такой победы победителю представители западных университетов тут же вручают гранты на обучение у них. Разумеется, хоть это и не озвучивают, но с той целью, чтобы по окончании учебы оставить их у себя. И наши ребятишки, по понятным причинам, с радостью принимают такие приглашения.

Так и утекают мозги, которые могли бы приносить пользу родной стране. В том числе и образование развивать. Но нужно ли ей это?

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале