просмотров 1804

Профессионалы будущего

Опубликовано: 15 Января 2018 Автор: Актолкын КУЛСАРИЕВА, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству КазНПУ им. Абая | Алматы
Профессионалы будущего

В этом году послание президента народу Казахстана посвящено развитию страны в контексте Четвертой промышленной революции.

Четвертая промышленная революция, или Индустрия 4.0, получила свое название от инициативы 2011 года, идущей от бизнесменов, политиков и ученых Германии. Она впервые прозвучала на Ганноверской выставке, подразумевая создание на базе отдельных автономных роботизированных систем комплексных производственных структур. Индустрия 4.0 провозгласила, что цифровая революция способствовала массовому внедрению киберфизических систем (CPS) в производство.

Послание президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана
читайте далее

Первыми шагами мира к новой промышленной революции стали облачные технологии, развитие способов сбора и анализа BigData, интернетвещей, краудсорсинг, биотехнологии, беспилотные автомобили и медицина, основанная на 3D-печати, новые материалы, квантовые вычисления и т. д. В мире финансов – это криптовалюты Bitcoin и технологии Blockchain. Кстати, технология блокчейн, по единодушному мнению мировых экспертов, сопоставима по своему революционному воздействию на современный мир с Интернетом – Всемирной компьютерной информационной сетью.

Небольшой исторический экскурс – Первая промышленная революция стартовала в XVIII веке с использованием силы пара, которая позволила механизировать производство. Вторая революция ознаменовалась применением в конце XIX столетия электроэнергии, что содействовало развитию массового производства. Третья, возникшая в 1950-х годах, дала миру электронику и информационные технологии, автоматизировавшие массовое производство. Четвертая промышленная революция, формируясь в рамках третьей, характеризуется слиянием технологий и стиранием граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами.

Термин  «Четвертая промышленная революция» стал особо популярен после 46-го заседания Всемирного Давосского экономического форума (20 января 2016 года). Тема форума, сформулированная Клаусом Мартином Швабом – известным швейцарским экономистом, основателем и бессменным президентом ВЭФ, совпала с названием его статьи «Четвертая промышленная революция» в журнале Foreign Affairs. В скором времени была опубликована и сама его книга  «Четвертая промышленная революция».

Ключевое положение Индустрии 4.0 гласит о том, что эта промышленная революция приведет к кардинальному, фундаментальному преобразованию всех аспектов жизнедеятельности человечества. Так как в Индустрии 4.0 во главе угла будут стоять инновации, их интенсивность и скорость реализации, то несложно назвать всех тех, кто будет делать Четвертую промышленную революцию. Это высокотехнологичные развитые страны (США, Япония, Южная Корея, Евросоюз, Китай и т. д.). Как правило, инновации в основном появлялись в какой-то одной из вышеназванных стран либо в той или иной степени в результате кооперации между ними.

В своей книге Клаус Шваб предупреждает о таком вызове Четвертой промышленной революции, как разделение мира уже не по цивилизационным, религиозным или национальным признакам, а по технологическому признаку. Мир в будущем, возможно, разделится, условно говоря, на «технорасу» и на «остальных» (отставших от «технорасы»). Причем не факт, что сырьевые ресурсы «нетехнологичных» стран будут представлять интерес для первых. Ведь уже появляются инновационные источники энергии, а использование нефти, газа и угля так, как его используют сейчас, в обозримом будущем станет анахронизмом. Если даже на данный момент это звучит слишком футурологическим, тем не менее нам предстоит осознать всю сложность, масштабность и динамичность развития  новой промышленной революции.

Понимая глубину грядущих трансформаций, Нурсултан Назарбаев обозначил тему своего послания «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» и поставил 10 задач, дающих четкий  алгоритм действий, нацеленных на выполнение стратегических задач по технологической и социальной модернизации 4.0 казахстанского общества. Глава государства подчеркнул, что современные технологии меняют мир, а также «глобальные технологические сдвиги несут в себе как вызовы, так и новые возможности роста».

Безусловно, центральной линией нового послания является тотальная цифровизация, которая будет пронизывать практически все сферы экономики. Особо обращает на себя внимание внедрение новых технологий и цифровизация в области индустрии. Президент отмечает, что «необходимо разработать и апробировать новые инструменты, направленные на модернизацию и цифровизацию наших предприятий с ориентацией на экспорт продукции». Наша промышленность только через цифровизацию производственных процессов и освоение современных бизнес-моделей может выйти на высококонкурентную среду мирового рынка. Президент  предлагает реализовать пилотный проект по оцифровке нескольких казахстанских промышленных предприятий, а затем этот опыт широко распространить всему индустриальному кластеру. 

Из обозначенных елбасы 10 основных задач для нас, как исторически первого университета казахской земли и единственного педагогического университета, имеющего статус национального вуза, является седьмая задача с общим названием «Новое качество человеческого капитала». Не секрет, что качество людских ресурсов напрямую зависит от системы образования, где решающая роль отводится педагогу: воспитателю, учителю, преподавателю, ментору, коучу…

«Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний», – отмечает президент. Думаю, это станет общей идеологией современной образовательной стратегии Республики Казахстан. 

Эффективность системы образования напрямую зависит от качества педагогической деятельности. Каким должен быть педагог новой эпохи – Четвертой промышленной революции? Что такое инновационная культура педагога? Ответы на эти и другие вопросы во многом будут определять дальнейшую модернизацию системы образования. Адаптивность к изменениям динамично меняющегося мира и есть условие выживания в современной реальности. Социальные трансформации, происходящие в процессе становления новой индустрии, определяют новые задачи, стоящие перед всем современным образованием. Появление новых профессий и изменение требований к компетенциям выпускников образовательных учреждений потребует готовности к изменению смысла и содержания образования, к внедрению новых методов и средств обучения.

Давосский форум подготовил специальный доклад The Future of Jobs, где сказано, что около 65% детей, которые сейчас отправляются в начальную школу, будут работать по специальностям, пока не существующим. Базовыми навыками для профессионалов будущего станут умение учиться в течение всей жизни (life long learning), критическое мышление и самоконтроль. Фактически речь идет о том, что подрастающему поколению не доведется довольствоваться полученной специальностью, трудовой путь молодых людей будет в обязательном порядке связан с адаптацией к возникающим вызовам и непрерывным саморазвитием. В мире волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности (в мире VUCA) ясно одно: профессионал будущего в случае надобности должен будет легко и быстро перестраиваться и переучиваться под новые задачи и новые занятия.

Поэтому, как считают аналитики Давоса, будущий профессионал Индустрии 4.0 к 2020 году должен обладать следующими навыками: комплексное решение проблем; критическое мышление; креативность; управление людьми; координация действий с другими; эмоциональный интеллект; формирование собственных суждений и принятие на их основе решений; сервис-ориентация; взаимодействие на основе переговоров; когнитивная гибкость.

В этой связи в рамках послания можно выделить приоритетные задачи, стоящие и перед нашим Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая – кузницей педагогических кадров. Для университета это включает и дальнейшее совершенствование новых образовательных программ, а также синхронизированных с ними учебников; инновативность подходов к обучению и росту квалификации педагогов;  качественное развитие педагогических кафедр, усиление естественно-математических кафедр с учетом реальности нового вида грамотности в эпоху Индустрии 4.0 – программирования. Считаю, что нашему академическому сообществу жизненно важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов с учетом международных требований к цифровым навыкам. В образовательных платформах Всемирной сети необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей вузов, которые «позволят всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям», как отмечает президент.

Неоднократно президент в своих программных выступлениях поднимал вопрос повышения престижа профессии учителя. И в нынешнем послании  Нурсултан Назарбаев подводит нас к необходимости консолидированной общей работы для повышения престижа педагога – человека, от чьей профессиональной ответственности и креативности зависит человеческий потенциал страны.

Современные глобальные изменения, приведшие к «экономике знаний», ставят перед обществом совершенно новые задачи. «К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом», – отмечает президент. Эта отрасль экономики, как и все остальные должна вступить в конкурентную борьбу за своих будущих потребителей. Одним из ключевых изменений современности стало появление на образовательном рынке наряду с крупными университетами новых глобальных игроков – таких компаний, которые активно продвигают идею быстрого технологического обучения – безлюдного получения знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Высшее образование во всем мире уже сейчас сталкивается с новыми технологичными конкурентами – международными онлайн-университетами, массовыми открытыми онлайн-курсами, способными дистанционно обучать недоступное классическим учебным заведениям количество студентов и выявлять наиболее талантливых и перспективных уже в школьном возрасте. 

В складывающейся неоднозначной ситуации, когда материальный учебник и живой учитель теряют позиции главных источников знаний, информация, количество которой все быстрее растет, а содержание постоянно обновляется, предоставляется в мультимедийных интерактивных формах.

Одно из преимуществ, которым обладает данная форма обучения, это то, что образование становится возможным в любых условиях, получить его можно, находясь в любой точке мира. В этом контексте мы должны форсировать полноценное дистанционное обучение, разрабатывая новые актуальные и востребованные  на образовательном рынке дистанционные курсы. Для того чтобы был интерес к университетской образовательной продукции, она должна аккумулировать в себе передовые научные и технологические достижения. Это возможно только с помощью приоритетной научной составляющей университетской деятельности. И поэтому, как отмечает президент, «вузам необходимо активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК».

По душе каждому из нас пришлась забота о подрастающем поколении юных дарований. «Нужно выстроить системную политику по поддержке наших молодых ученых с выделением им квот в рамках научных грантов», – отметил глава государства. Это необходимое условие для преемственности поколений в науке и очень своевременный шаг поддержки для привлечения молодежи в эту сферу, которая уже давно испытывает дефицит молодых исследователей.

Особое внимание глава государства обратил на процесс расширения академической самостоятельности вузов. Академическая свобода должна содействовать эффективному обучению и научным исследованиям. Это и привлечение преподавателей к процессу управления университетом, и надлежащее финансирование, и наличие подходящих условий для преподавания, и высокий уровень социальной ответственности.

Успешная реализация масштабных задач, поставленных президентом перед сферой образования страны, зависит от решения идеологических, по сути, вопросов формирования гражданина с высокими культурными, морально-нравственными ценностями, социально ответственной позицией и чувством солидарности. В этой связи Нурсултан Назарбаев считает, что «идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды».

Безусловно, задачи, поставленные в нынешнем послании, требуют осмысления, а самое главное – воли к реализации намеченного.

 

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале