просмотров 554

Сертификация: за и против

Опубликовано: 31 Мая 2018 Автор: Бегалы ХАЛМУРАТОВ, генеральный директор АО «РНМЦ», кандидат технических наук | Астана
Сертификация: за и против
©ЭК/Валерий КАЛИЕВ

Мировым трендом в оценке качества обучения и развитии образования является функционирование независимой системы сертификации и оценки знаний в стране. Такая система должна стать естественным регулятором рынка, внести ясность и прозрачность в процессы найма, спроса и предложения работников.

По мнению многих экспертов, от внедрения системы профессиональной сертификации выиграют все участники трудовых отношений. Работодатель сможет увидеть объективную картину спроса и предложения на рынке труда, сэкономить время и средства при подборе персонала, а также успешно решить вопрос поддержания профессионального уровня персонала и оптимизировать расходы на обучение. Работник получит возможность объективной оценки своего профессионального уровня и сможет планировать свой профессиональный рост и карьеру. Государство получает возможность снять с себя часть кадровых проблем, оставив только надзорные функции, существенно повысить эффективность учебных заведений, а также профессиональную компетентность казахстанских специалистов и вывести их на международный уровень.

Независимая оценка качества знаний – это не только оценка знаний и умений студента, но и всего учебного заведения. Ведь успешное прохождение студентами сертификации является важным показателем соответствующего уровня знаний и умений, профессиональной компетентности выпускников колледжей.

Создание в Казахстане независимой системы сертификации и присвоения квалификации специалистов было выполнено по поручению президента Нурсултана Назарбаева. Министерством образования и науки был проведен детальный анализ мирового опыта, выбрана оптимальная для нашей страны модель сертификации технического и профессионального образования – независимой оценки качества подготовки специалистов.

Не вызывает сомнения, что существующая система сертификации, оценки, подтверждения и присвоения квалификации требует дальнейшего совершенствования. При этом важно определиться: какую систему необходимо развивать? Ведь в современном мире в различных странах существуют разные формы сертификации. У каждой из них есть как свои плюсы, так и минусы. Прежде всего по правовой основе выделяются два типа – добровольная и обязательная сертификация. В настоящее время в Казахстане действует как обязательная, так и добровольная сертификация. Добровольная сертификация персонала проводится органами по сертификации, которые для ведения своей деятельности должны соответствовать требованиям ГОСТ ISO/IEC 17024-2014. Обязательная сертификация проводится в рамках исполнения п. 10 ст. 28 закона РК «Об образовании», где итоговая аттестация обучающихся в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, включает оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоение квалификации (ОУППиПК). С 2009 года ОУППиПК является процедурой обязательной сертификации для выпускников ТиПО. Для лиц, самостоятельно освоивших профессию, предусматривается добровольная сертификация.

В данное время есть сторонники исключения обязательной сертификации из системы ТиПО, которые независимо от личных мотивов и убеждений стремятся снять независимый от органов и учреждений образования контроль за качеством обучения. Разрушение созданной в Казахстане системы сертификации может негативно отразиться на реализации объявленной главой государства программы третьей модернизации страны в аспекте повышения качества человеческого капитала.

По мнению большинства экспертов и представителей системы образования, для системы ТиПО Казахстана предпочтительна именно обязательная сертификация, т. к. она позволяет обеспечивать повышение качества образования. При обязательной сертификации это происходит в рамках процесса на завершающей стадии обучения, и затраты по сертификации включаются в бюджет обучения. Важно учесть, что большинство выпускников ТиПО – из малообеспеченных семей. При выпуске студенты учебных заведений будут получать сертификат, что позволит им пойти на работу без проведения дополнительной сертификации.

Возникает вопрос: насколько в нашей стране в настоящее время применим зарубежный опыт? Это требует глубокого анализа, так как не всегда можно применять опыт сертификации других государств для нашей республики. Учитывая, что Казахстан – страна развивающейся экономики, имеющая отличный от западных стран опыт социалистического трудового прошлого, для перехода к добровольной сертификации необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу по сертификации, ужесточить требования к предприятиям (бизнесу) в области квалификации рабочих и специалистов, а также в вопросах приема на работу и оплаты труда.

Почему иногда заявляют о невостребованности сертификатов предпринимателями? Многие работодатели скептически относятся к качеству механизмов государственного сектора в консультировании по вопросам потребностей предприятий в отношении квалификации рабочей силы. Если проанализировать проблему, то становится очевидным: претензии не к системе сертификации, а к содержанию обучения. Содержание большинства учебных программ ТиПО в Казахстане носит теоретический и абстрактный характер. Возможности учебных заведений ТиПО моментально реагировать на спрос рынка труда ограничиваются негибким регулированием процесса обучения.