просмотров 432

В Шымкенте растет число предприятий, оценивших плюсы «Дорожной карты дуального обучения»

Опубликовано: 29 Мая 2019 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Шымкент
В Шымкенте растет число предприятий, оценивших плюсы «Дорожной карты дуального обучения»
vk.com

Более полусотни шымкентских предприятий и организаций поддержали местные колледжи, практикующие дуальное обучение.

Устранение разрыва между теорией и практикой, создание высокой мотивации в получении знаний и приобретении навыков в профессиональной сфере, а также заинтересованность руководителей предприятий в практическом обучении своих работников – таковы основные преимущества дуального обучения перед традиционным. Предприятия получают возможность подготовить кадры, экономя на расходах по поиску и подбору работников, их переучиванию и адаптации. А для молодых людей это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания – работу, к которой оказываются хорошо подготовлены. 

По данным отдела развития человеческого капитала палаты предпринимателей Шымкента, наибольший кадровый дефицит сегодня ощущается в сфере услуг, строительстве, легкой и пищевой промышленности. Заимствованная в Германии дуальная система обучения, при которой 60% учебного времени занимает практика на производстве и только 40% теория, была признана удачным опытом, в связи с чем ее основные компоненты уже пятый год внедряются в казахстанской системе профтехобразования. В Шымкенте по дуальной системе работают семь колледжей, обучающих молодых шымкентцев по 12 рабочим специальностям. В целом по Южному Казахстану в нее вовлечено около четырех десятков колледжей.

Начиналось все с того, что была определена потребность предприятий в специалистах тех или иных профессий, – говорит начальник отдела развития человеческого капитала палаты предпринимателей Шымкента Мадина Турсынбекова. – Затем был проведен анализ предлагаемых нашими колледжами специальностей. Ну а следующим этапом является подписание меморандумов о сотрудничестве между предприятиями и колледжами, в которых оговариваются все пункты дальнейшего взаимодействия. Это может быть и разработка совместных программ обучения. Руководство предприятия, беря на себя практическую подготовку молодых специалистов, может вносить корректировки в процесс обучения. К примеру, отказаться от тех или иных дисциплин в пользу увеличения часов, проведенных на практике.

Главным результатом такого сотрудничества является заметное увеличение числа трудоустроенных выпускников. На протяжении нескольких последних лет на юге оно не ниже 70% от общего числа учащихся колледжей, вовлеченных в систему дуального обучения. По данным управления образования Туркестанской области, в минувшем году из 343 выпускников таких колледжей работу нашли 246 ребят – то есть 72%.

Можно однозначно утверждать, что в колледжах, включенных в «Дорожную карту дуального обучения», процент трудоустроенных выпускников значительно выше, чем в учреждениях, работающих по традиционной системе, – добавляет Мадина Турсынбекова. – Объясняется это в первую очередь тем, что у последних меньше практических часов. Учащиеся не успевают как следуют узнать и оценить преимущества выбранной специальности. Да и контакта с будущим работодателем как такового нет. В дуальной же системе работодатель уже заранее может решить, кого из ребят он возьмет на работу. Это очень удобно. Руководство того или иного предприятия таким образом решает проблему дефицита кадров, а учащийся знает о том, какие перспективы его ждут, и проявляет больше рвения в постижении профессии.

К слову, с нынешнего года у работодателей появится еще и финансовый стимул участия в «Дорожной карте дуального обучения».

До недавнего времени руководители предприятий участвовали в проекте подготовки молодых специалистов, что называется, за интерес, рассчитывая в перспективе получить для своего предприятия необходимые кадры, – поясняет специалист. – Мы добились того, чтобы у предпринимателей был еще и финансовый стимул. Ведь затрачивается рабочее время высоквалифицированных мастеров-наставников, увеличиваются расходы на комуслуги, расходный материал. Поэтому с нынешнего года вводится норматив подушевого финансирования в расчете 120 тенге в час на одного студента.

Предполагается, что эта мера поможет привлечь к решению проблемы подготовки кадров дополнительные предприятия и организации.

Не обязательно, чтобы это были промышленные гиганты, – добавляет Мадина Турсынбекова. – Это могут быть и небольшие ТОО или ИП, готовые взять для практического обучения двоих-троих учащихся. Важно, чтобы ребята имели не только теоретические знания, но и обладали крепкими практическими навыками и четко усвоили, что хорошие повара, слесари и сантехники нужны не меньше, чем грамотные юристы и менеджеры.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале