просмотров 2436

Живые души

Опубликовано: 30 Ноября 2017 Автор: Гульсум КУНЕЛЕКОВА | Алматы
Живые души
© ЭК / Валерий КАЛИЕВ

С 2018 года в пилотных колледжах и с 2019-го – в полнокомплектных школах Казахстана планируется внедрение подушевого финансирования. Проект, по задумке Министерства образования и науки (МОН), должен способствовать повышению конкурентоспособности и качества самих школ и учебных программ. Ведь теперь в ведомстве собираются финансировать только затраты на обучение школьников в зависимости от их численности, и деньги будут идти за учеником.

Главный эффект, который в министерстве ожидают от внедрения подушевого финансирования, – это развитие конкуренции между учебными заведениями, так как у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а деньги в нее придут вместе с учеником. Для этого последним нужно будет повышать качество работы, состав учителей, материальную базу и условия учебы, ведь будет существовать угроза оттока учеников. Директорам школ придется пойти на сокращение административных расходов и повышение зарплаты учителей. Школьная администрация будет сама решать, как делать ремонт, какие средства тратить и какую зарплату ставить.

Подушевое финансирование предполагается внедрять только в крупных городах, в сельских малокомплектных школах эта идея неосуществима.

В среднем обучение одного школьника, к примеру, в Астане обходится государству около 215 тысяч тенге в год, сообщал ранее министр образования и науки Ерлан Сагадиев. А это значит, что с уходом одного ученика, школа будет терять примерно такую сумму из своего бюджета.

Проект подушевого финансирования инициировал президент страны в сентябре 2012 года, в 2013-м была утверждена приказом министра МОН его методика, и тогда же началось пилотное внедрение, которое сегодня охватывает 73 школы.

Так, в Талгаре четыре года проводилось пилотное тестирование подушевого финансирования в школах №№ 5, 14, 16, 49. Именно туда 30 ноября прибыла делегация МОН во главе с его вице-министром Бибигуль Асыловой, чтобы посмотреть на результаты проекта. Как сообщают в министерстве, половина преподавателей этих школ стали более активно работать с учениками на дополнительных занятиях. В результате дети стали чаще выигрывать в районных, областных и даже международных олимпиадах, вырос средний балл по ЕНТ. Учителя начали водить детей в походы в соседний заповедник, размещать публикации в профессиональных журналах Казахстана и России.

Суть проекта подушевого финансирования – в новой системе оплаты труда учителя. Теперь ему собираются платить не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности. В итоге, как считают в МОН, учитель не будет заинтересован в 27 часах, а останется доволен 18 часами, так как критерием его успеха будет качество прохождения учебной программы. Для этого в школах собираются ввести стимулирующие надбавки и премии для мотивации работы на результат.

«Нужно постепенно уходить от тарификации и переходить к системе контрактных отношений с учителем, – отмечают в профильном министерстве. – Новые методы финансирования должны защищать автономию школы».

В перспективе, в ведомстве хотели бы увидеть рост автономии школы и повышение эффективности бюджетных расходов. Прозрачность работы образовательных учреждений, в том числе их бюджетных расходов, должны обеспечить попечительские советы, в которые будут входить, в том числе, общественные деятели и родители.