Джим Буттери: инвестиции приходят туда, где людям нравится жить

Опубликовано: 01 Декабря 2017 г. Автор: Гульсум КУНЕЛЕКОВА | г. Алматы
Джим Буттери: инвестиции приходят туда, где людям нравится жить
Гульсум КУНЕЛЕКОВА
просмотров 1243

В рамках проекта «МыАлматы» в южной столице прошел второй форум на тему «Зеленый коридор и общественное пространство», организованный при поддержке Европейского Союза.

Партнеры проекта – Британский совет, акимат города, АО «Центр развития города Алматы» и Казахстанско-Британский технический университет.

По словам Джима Буттери, директора British Council в Казахстане и председателя Группы управления проектом «МыАлматы», для процветания города необходимо усиление партнерства между государством и обществом, бизнесом, важна активизация гражданского общества.

Есть несколько важных принципов жизни в городах: объединение усилий государства и бизнеса, инвестиции, которые приходят туда, где людям нравится жить, уникальная история города, ответственность местного населения, – отметил он. IMG_0559.JPG

Парков в Алматы в шесть раз меньше нормы

Ерканат Заитов, архитектор из Центра Урбанистики АО «Центр развития города Алматы», представил анализ парковых зон южной столицы. К примеру, оказалось, что задумка дизайнера парка Комсомола (парк им. Ганди) и реальность разошлись. Местные жители «переделали» его под свои потребности: поломали скамейки, протоптали свои дорожки, а также паркуют автомобили, как хотят. При этом они жалуются на кражи и нарушение общественного порядка, отсутствие ночного освещения, велодорожек и туалетов. Впрочем, последнее является общей бедой всех парков в городе.

171fcbf4-506e-49b7-b72f-74ed07ca204e.jpg

Также большинство парков южной столицы не используют свой потенциал для развития на своей территории бизнеса, организации культурного досуга, не являются центрами притяжения неформальных творческих сообществ. Условия большинства парков оценивались горожанами как «неудовлетворительные».

Наши парки в Алматы – это бывшие кладбища, к примеру, парк 28 панфиловцев, – сказал, в свою очередь, в ходе дискуссии заместитель руководителя Управления архитектуры и градостроительства Алматы Алмасхан Ахмеджанов. – И когда мы, к примеру, подготовили проект велосипедной дорожки через этот парк, то первыми вышли святые отцы из церкви со словами, что здесь их нельзя делать по причине наличия захоронений. Поэтому не во всех парках можно сделать такие центры тяготения, как развлечения, там возможен тихий отдых на свежем воздухе.

По данным заместителя руководителя Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Ержана Кусаинова, в южной столице растет около 1,5 млн деревьев (более 85% – лиственных пород), и еще по 35 тысяч высаживается ежегодно. 

Согласно нормам, на одного человека должно приходиться 13 кв метров зеленых насаждений, однако, как выяснилось, в Алматы их в шесть раз меньше этого показателя.  В мегаполисе, в котором проживает около двух миллионов человек, имеется только 447 гектар парковой зоны, тогда как, согласно вышеуказанным нормативам, должно быть не менее 2 600 гектар.

Как отметил Ержан Кусаинов, каждый горожанин может внести свой вклад в процветание Алматы, к примеру, сам полить засыхающее дерево во дворе, посадить саженцы и так далее, не ожидая, что все сделает государство.

IMG_0573.JPG

«Мы сами инертные»

Участники форума, активные горожане, высказали свою озабоченность по многим вопросам экологического развития Алматы, в том числе по старым автобусам, отсутствию туалетов в общественных местах, по застройке города без учета его «продуваемости», отсутствию удобств для инвалидов, в том числе «колясочников» и по зрению.

Цель проекта «МыАлматы» – помочь южной столице в реализации Программы развития до 2020 года в сфере культуры, бизнеса и формирования города активных граждан через направленное развитие гражданского общества. Проект осуществляется при финансовой поддержке Европейского Союза в размере 430 тысяч евро. Сроки его реализации – 2017–2020 годы. В течение трех лет планируется проведение 12 форумов на различные темы, связанные с развитием города; шести семинаров для представителей госорганов, общественности и бизнеса для развития их навыков взаимодействия и реализации проектов на улучшение города; конкурс грантов на реализацию гражданских проектов – до 5 000 евро на проект (общая сумма грантов – 50 000 евро). Они будут выделяться с 2018 по 2020 годы. К рассмотрению будут приниматься проекты, нацеленные на модернизацию или преобразование отдельных локаций города, создание бизнес-инкубаторов, новых цифровых технологий, пространств для проведения публичных творческих мероприятий, креативных хабов и новых социальных предприятий. Заявителями могут быть физические лица, коммерческие или некоммерческие организации. При этом, если заявка подается коммерческой организацией, проект должен иметь социальный компонент. Отбор финалистов будет осуществляться отборочной комиссией, состоящей из представителей проекта «МыАлматы» и независимых экспертов. Прием заявок заканчивается 23 февраля 2018 года. Было бы хорошо создать большие бесплатные парковки при въезде в город, чтобы приезжие оставляли там свои автомобили и пересаживались в городские автобусы или метро, – высказал свое пожелание один из участников дискуссии, которого все дружно поддержали аплодисментами. – Но надо признать, что мы, само население, инертные и не готовы к этому. К примеру, с Узынагаша можно приехать на электричке в город всего за 80 тенге. Но этого многие не делают, потому что им хочется добраться на своей машине, в комфорте, постоять в пробках. Поэтому здесь нужно работать с населением. Я хотел бы привести пример Барселоны, которая снизила выбросы в атмосферу, по-моему, на 21% за счет того, что не отдала все пространство пешеходам, а создала блоки, в которые люди могут приехать и уехать на своем автомобиле, при этом им не нужно идти из одного конца города в другой пешком. И бизнес в эти блоки пришел, потому что это замкнутые пространства. Люди не будут ходить на большие расстояния пешком, и дело здесь не в нашем народе, это природа самого человека. И еще один пример. В Америке разрешен проезд на автобанах по крайней полосе, только если в салоне находится более двух человек. У нас эту концепцию тоже можно применить на проспекте аль-Фараби или Восточной объездной.

Между тем, в отличие от Барселоны в Алматы до 80% выбросов в атмосферу приходится на автомобили. По данным Ержана Кусаинова, на сегодня в городе зарегистрировано 570 тысяч автомобилей, плюс еще 250 тысяч заезжают в него из пригородов. Он добавил, что до 2019 года планируется обеспечить полную газификацию всей территории Алматы, а с этого года совместно с «Самрук-Казына» ведется работа по переводу ТЭЦ-2 на газ. Пока, по его словам, 30% АЗС в городе реализуют газовое топливо, также работает 19 мультизаправочных комплексов, 12 электрозарядных станций и 13 экологических постов.

Кстати, власти Алматы пытаются решить проблему загазованности центра города и с помощью архитектурных решений.

Мы провели исследование, и выяснили, что все загрязнения скапливаются в центральной части города, – отметил в ходе форума Алмасхан Ахмеджанов. – Причина в том, что она стала транзитом. К примеру, едущему с аэропорта проще проехать по проспекту Нурсултана Назарбаева до проспекта аль-Фараби. Поэтому мы решили убрать этот транзит. Вначале была сделана альтернатива – это Восточное кольцо, такой же механизм применили в районе барахолки, сделав более свободным Северное кольцо. IMG_0565.JPG

Сохранить старый центр

В 2018 году планируется реконструкция 18 улиц Алматы.

Об этом в ходе форума сообщил Алмасхан Ахмеджанов. Хотя, по его словам, тендер объявлен по девяти улицам. Основная цель – создание комфортных условий для горожан.

Мы сформировали своего рода кольцо из улицы Толе би, проспектов Достык, Абая и набережной Есентай, – пояснил он. – Планируем превратить его не то чтобы в пешеходную, а в зону развития малого и среднего бизнеса, тяготения, в некий драйвер, ядро. Мы сделали еще несколько небольших ядер в городе, в том числе улицу Панфилова, проспект Абылай хана, проспект Нурсултана Назарбаева (теперь уже бывшую улицу Фурманова), а также улицу Кунаева. Специально взяли эти улицы, чтобы сохранить старый центр… Для чего мы делаем их пешеходными? Так мы хотим заранее запрограммировать их, чтобы потом никто не мог изменить. То есть дадим им определенный стиль, цвет, образ, возможно, кто-то внесет свои предложения, которые будут вынесены на общественное обсуждение. Мы хотим, чтобы город развивался более устойчиво, стабильно. …Основная задача заключается в том, чтобы наши люди привыкли к такому стилю. Да, есть небольшие недоразумения на улице Панфилова, извиняюсь как архитектор (ранее выступил Али Аманбаев, председатель правления Алматинского городского общества инвалидов, указав на недостатки обновленной улицы Панфилова для инвалидов и приведя в качестве образцового примера в этом плане Японию – Авт.). Со временем, надеюсь, мы все это исправим. Вы говорите, Япония. Там промышленность настроена так, что при укладке бордюров даже таких скосов-откосов нет. Они экономят. А наши рабочие как делают? Кладут стандартный бордюр и начинают его срезать. А правильно ли срезал и под тем ли углом, уже никто не понимает. Поэтому мы в начале проектируем, запрограммируем, скажем, что нам сюда нужно, а потом обратимся к бизнесу, может ли он это сделать. Точно также и с фонарями. Вначале проект, потом – на обсуждение обществу.

Пока на диалоговой площадке шла дискуссия, глава Британского совета в Казахстане Джим Буттери отметил, что в Великобритании горожане сталкиваются с такими же вопросами и вызовами.

Эта дискуссия, надеюсь, показала нам, насколько сложным организмом является город, – сказал он. – Хотя тема нашего форума звучит как «Зеленый коридор и общественное пространство», здесь также были подняты вопросы общественных туалетов, мобильности, доступности. Я хотел бы предложить вам идею равенства, которую мы используем в Лондоне. После подготовки какого-либо проекта проводится скрининг, насколько он подходит всем заинтересованным сторонам, есть ли перекосы, ущемление интересов различных групп, к примеру, пожилых людей, инвалидов. Таким образом, можно избежать тех проблем, которые упоминались сегодня. Я рад, что сегодня проходит такая насыщенная дискуссия, уверен, что вместе вы решите проблемы города.