просмотров 1139

Эффективность борьбы с опустыниванием вызывает вопросы у депутатов

Опубликовано: 18 Декабря 2019 Автор: Ольга ОРЛОВСКАЯ | Нур-Султан
Эффективность борьбы с опустыниванием вызывает вопросы у депутатов
pixabay.com

Мажилисмены сомневаются в том, что средства, потраченные за последние 20 лет на борьбу с опустыниванием и деградацией земель, были использованы по назначению. По мнению депутатов, проблема не только не была решена, но даже усугубилась.

По словам депутата Куралай Каракен, около 75% территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. По данным же Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, этот показатель составляет 80% и является фактором риска для успешного социально-экономического развития государства.

Причины опустынивания в Казахстане за последние 100 лет ничуть не изменились. Два основных фактора – природный и антропогенный, усиленные отсутствием единой стратегии по решению проблемы. И это несмотря на то, что в 1997 году Казахстаном была ратифицирована Конвенция по борьбе с опустыниванием ООН, в соответствии с которой должна была осуществляться Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием, предусматривающая принятие эффективных мер по повышению продуктивности земель, восстановлению, сохранению, устойчивому рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

В рамках реализации положений конвенции при финансовой поддержке международных агентств было реализовано несколько проектов, но все они имели локальный характер и не получили широкого распространения. Затраты же превысили 85 млн долларов.

Балхаш повторит судьбу Арала?
читайте далее

С 2005 по 2014 год правительством было утверждено три документа, нацеленных на борьбу с опустыниванием. Это Программа по борьбе с опустыниванием в Казахстане на 2005–2015 годы, Программа по охране окружающей среды Казахстана на 2008–2010 годы и отраслевая Программа «Жасыл даму» на 2010–2014 годы. Был сделан вывод, что из 280 млн гектаров всей территории Казахстана 165 млн превратилось в пустынные и полупустынные зоны. Причем в немалой степени этому способствовали чрезмерный выпас скота и во многом утрата гумуса (верхнего плодородного слоя земли). При этом, уверяют депутаты, полномасштабные научные исследования в рамках программ проведены не были. А уж о целенаправленной работе по этим направлениям со стороны местных исполнительных органов и говорить не приходится. Программа «Жасыл даму» перестала действовать по итогам ревизии в связи с низким уровнем эффективности реализации, несмотря на то что за три года на нее было потрачено из государственной казны почти 150 млрд тенге. На что были израсходованы деньги, осталось тайной за семью печатями. Поскольку, по словам Куралай Каракен, итоговая отчетность по упомянутым программам не была предоставлена в связи с тем, что все документы поставили на утрату.

Это не помешало начать очередную борьбу с опустыниванием в Казахстане по трем новым направлениям – в рамках концепции по переходу страны к «зеленой» экономике, по программе развития АПК и международной программе действий по оказанию помощи Аральскому морю. Эффективность этой работы вызывает у депутатов сомнения.

По-прежнему нет никаких конкретных целевых индикаторов, позволяющих отслеживать динамику изменения площади опустыненных и деградированных земель, – сетует Куралай Каракен.

Да и откуда им быть, если Казахстан до сих пор не принял участие даже в программе Европейской комиссии для стран Центральной Азии по восстановлению деградированных земель, на которую выделяется немалое финансирование. Не говоря уже об усилении ответственности местных исполнительных органов за борьбу с опустыниванием.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале