просмотров 982

Экологи настаивают на большей информированности общества по проектам «Пояса и Пути»

Опубликовано: 26 Октября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Экологи настаивают на большей информированности общества по проектам «Пояса и Пути»
dranthonynapoleon.com

Группа экологических активистов из стран нашего региона опубликовала в Интернете обзор «Экологические аспекты проекта «Пояс и Путь» в Центральной Азии». Один из его авторов, казахстанский эколог Сергей Соляник, рассказал «ЭК» об этой инициативе.

– Почему общественные активисты стран Центральной Азии обратили внимание именно на «Пояс и Путь»?

1.jpg

– Отвечу словами из нашего обзора: «зеленая» составляющая этого проекта опирается на корпоративное самоуправление и международные инициативы в области устойчивого развития, но все это носит добровольный характер. То есть экологические правила там не имеют обязательной юридической силы. Правда, китайское правительство призывает свои компании соблюдать законы принимающих стран, но закона, который регулировал бы вопросы охраны окружающей среды при инвестировании за рубежом, в Китае нет. Получается, эта колоссальная по масштабам инициатива с экологической точки зрения как бы юридически провисает – нет жестких правовых требований для контролирования проектов. А в странах нашего региона нет ясной информационной картины того, что планируется делать в рамках «Пояса и Пути», поэтому мы стараемся обозначить эту проблему.

– В преамбуле вашего обзора говорится, что подготовлен он при поддержке посольства США в Республике Казахстан. Вы не боитесь упреков в политической ангажированности, учитывая, что обзор появился в разгар американо-китайской экономической войны?

– Я с этим не соглашусь. Проект действительно получил грант от американского посольства, но проблема эта существовала задолго до начала американо-китайского противостояния, даже до прихода к власти президента Трампа. Вообще, тема прозрачности китайских инвестиций в экологическом аспекте актуальна, по крайней мере с 2016 года. Вспомним – именно тогда появилась информация, что одна китайская компания незаконно ввозила и применяла на территории Восточного Казахстана пестициды. Другой вопрос, что об этом мало говорят, – экологическая составляющая практически вне обсуждения как экспертов, так и общества вообще, а если эта проблема и поднимается, то часто обрастает ненужной политизированностью.

– Так много ли у экологов конкретных претензий к проектам в рамках «Пояса и Пути» в Казахстане?

– Пока нельзя сказать, что у нас в рамках реализации этих проектов много примеров нарушения экологического законодательства. В первую очередь – из-за недостатка информации по проектам. Хотя отдельные примеры есть. Например, цементный завод в Кызылординской области. Там местные жители жаловались на дым, пыль и неприятный запах со стороны завода. По их мнению, строительство предприятия не было согласовано с ними, не соблюдены санитарные нормы. Действительно, до ближайших домов не более 500 метров. Хотя, согласно казахстанским санитарным нормам, завод должен быть не ближе одного километра от жилой зоны. Я запросил у РГП «Госэкспертиза» оценку воздействия на окружающую среду по этому проекту, но получил ответ, что мне ее могут дать только с разрешения заказчика строительства. А он нам информацию предоставлять не обязан. Таким образом, экологическая информация о промышленном объекте первого класса опасности фактически оказывается закрытой. А как же положения национального законодательства и Орхусской конвенции, гласящей, что экологическая информация является открытой и государственные органы обязаны предоставлять ее общественности? Вот эта история и показывает, почему у экологов существуют вопросы и опасения на счет проектов «Пояса и Пути». Даже сам процесс формирования списка этих проектов был непрозрачен, хотя он должен был обсуждаться с общественностью на уровне парламента и экспертных групп. Согласно все той же Орхусской конвенции, подписанной Казахстаном. Но это, к сожалению, обычная практика, когда крупные проекты, особенно инфраструктурные, проходят без обсуждения с общественностью, без стратегической экологической оценки. Можно вспомнить проект строительства транспортного коридора Центр –Запад из столицы в Актау, который пересекает места миграции сайгаков и тем самым угрожает их поголовью.

– То есть появление вашего обзора не ставит цели дискредитировать сотрудничество стран региона с Китаем?

Британский дипломат: Казахстан может сыграть огромную роль в борьбе с изменением климата в регионе и миречитать подробнее

– Конечно нет! Очевидно, что, будучи соседями страны со второй экономикой в мире, мы должны с ней сотрудничать, и это может иметь немалые выгоды. Более того, наша команда как раз против политизации этой темы, мы хотим развития диалога, конструктивного обсуждения данной проблематики. Развивая с китайской стороной проекты в рамках «Пояса и Пути», необходимо оценивать не только экономические риски, но и социально-экологические последствия от их реализации. Мы хотели провести несколько встреч с участием китайской стороны, но карантин не позволил это сделать. Тогда мы провели вебинар, куда пригласили наши госорганы и посольство Китая. К сожалению, никто не откликнулся.

Вообще, такая ситуация нетипична для казахстанской практики: помните, как активно обсуждались экспертами, учеными проекты на Карачаганаке, Кашагане? Десятки «круглых столов» проводились. Со стороны общественности тогда порой звучала весьма жесткая критика, и инвесторы к этому относились спокойно. Проблемы совместно обсуждались, и искались пути их решения. А в случае с проектами «Пояса и Пути» такого нет. Отсюда и спекуляции с разных сторон, и нервозность в обществе. На настроения стали влиять слухи и домыслы.

Да, обзор уже реализуемых проектов показывает, что там есть экологические проблемы. Как написал наш коллега из Кыргызстана, сначала строят объект, а потом уже проводят экспертизу, ОВОС, получают разрешения. Например, генпрокуратура этой страны выяснила, что одной из компаний 13 лет незаконно продлевали лицензию без технико-экономического обоснования и проекта разработки! Но точной картины, насколько это большая проблема в масштабах всего региона и каждой отдельно взятой страны, сейчас нет, поэтому нельзя однозначно сказать, какие из проектов ПиП хорошие, а какие вредные. По китайским инвестициям в наших странах вообще не просто найти информацию, хотя государственным органам можно было бы посвятить этому отдельный сайт, учитывая повышенный интерес общества к этой теме. Например, в Пакистане вся информация о проектах китайско-пакистанского экономического коридора отображена на специальном интернет-ресурсе. Там немало проблем, но эта информация доступна.

– Что ваша команда дальше намерена делать в этом направлении?

– Текст нашего доклада доступен всем, кому это интересно. Мы рассматриваем его как черновик, будем дорабатывать с учетом замечаний экспертов и окончательную версию разошлем в госорганы стран региона и китайские посольства. Цель обзора – показать, что проблемы есть и их надо всем вместе обсуждать. Необходима открытость информации по китайским инвестициям, иначе невозможна эффективная экологическая оценка проектов.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале