18+

Эксперт предлагает использовать период карантина для серьезного исследования атмосферного воздуха в Алматы

Опубликовано: 17 Апреля 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Эксперт предлагает использовать период карантина для серьезного исследования атмосферного воздуха в Алматы
©ЭК/Андрей ХАЛИН
просмотров 1404

Карантин привел к довольно неожиданному эффекту: во многих городах мира улучшилась экология. Где-то стала чище вода, а где-то теперь легче дышится – производства остановлены, машины почти не ездят. А что насчет южной столицы, которая славится своим смогом?

Актуальных исследований этого вопроса нет, сейчас вроде не до того – коронавирус! – говорит директор Научно-исследовательского института проблем экологии КазНУ им. аль-Фараби Айжан Скакова. – Но именно в период карантина надо бы продолжить изучение состояния атмосферного воздуха. Условия складываются уникальные, ведь большая часть автопарка сейчас на приколе! 48.jpg

Многие горожане отмечают, что дышать в последнее время стало заметно легче. Это логично, вполне ожидаемо, но субъективно – к дискуссии о том, что же больше загрязняет атмосферу города – автомобили или объекты электроэнергетики, ощущения не пристегнешь.

Пандемия коронавируса в мире: что сейчас происходит
читайте далее

Повышенное внимание к проблеме состояния воздуха в Алматы уделяется с конца прошлого года, когда ее активно стали поднимать общественники. Очевидно, что главные источники выбросов – это ТЭЦ-2 и автопарк. Решения, как снизить объемы загрязнения, известны: развитие электротранспорта, запрет на передвижение старых моделей автомобилей, увеличение на рынке ГСМ более экологичных видов топлива, перевод на газ ТЭЦ-2 или совершенствование ее систем очистки при нынешнем, угольном, режиме. Однако очевидно, что реализовать все эти меры более-менее синхронно невозможно – это сложно и дорого. После кризиса будет, пожалуй, еще дороже. Вероятно, нужно определять приоритеты. Кстати, в начале этого года сообщалось, что в апреле будет завершена подготовка ТЭО перевода ТЭЦ-2 на газ или установки необходимых фильтров. Документ предполагалось обсудить с общественностью. Теперь, очевидно, сроки сдвинутся.

Есть сторонники перевода ТЭЦ на газ, а есть те, кто считает, что надо в первую очередь работать с транспортом, – говорит Айжан Скакова. – Согласно последним исследованиям качества атмосферного воздуха, финансировавшимся государством, у нас действительно большая часть выбросов (65%) производится автомобилями. Более новых данных нет, а ситуация мобильна. С воздухом вообще все сложнее, чем с водой или почвой. Атмосфера – это очень динамичная среда. Было бы хорошо инициировать ее масштабное изучение сейчас, в период карантина, и сразу после его отмены.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале