просмотров 1105

Более 117 млн тенге задолжала своим работникам Казахстанская вагоностроительная компания

Опубликовано: 22 Августа 2019 Автор: Даурен ДАКИН | Павлодарская область
Более 117 млн тенге задолжала своим работникам Казахстанская вагоностроительная компания
newstula.ru

Более 117 млн тенге задолжала своим работникам Казахстанская вагоностроительная компания (КВК). Проблемное предприятие не в первый раз останавливает работу, ссылаясь на отсутствие необходимого объема заказов, в то время как 308 сотрудников КВК вынуждены буквально выживать.

57-летний столяр Зейнолла Токушев в очередной раз пришел к воротам родного предприятия, на котором работает с 2011 года. По словам мужчины, за последние восемь лет завод работал стабильно не более 12 месяцев. Весь остальной период были проблемы.

В очередной раз завод встал в сентябре 2018 года, и с тех пор нам платили так называемые «ешки» – 50% от заработной платы, – сетует столяр. – Обещали наладить производство, чтобы предприятие вновь могло выйти на полную мощность, но в мае 2019 года выплаты прекратились совсем. И вот уже долг предприятия передо мной вырос до 300 тысяч тенге. Нам говорили: чтобы реанимировать КВК, выделили 14 млрд тенге, однако ни тиына из этой суммы до нас так и не дошло.

За три месяца «полного молчания» долг предприятия перед работниками вырос до 117 млн тенге. Более 300 человек все еще не теряют надежду, хотя от регулярной кормежки «завтраками» сыт не будешь.

Нам всем детей в школу собирать, платить по кредитам, которые мы брали, будучи уверенными, что у нас есть стабильный доход, – говорит еще один работник КВК Манарбек Джоламанов. – Мы выживаем, как только можем. Нам говорят, что проблема в отсутствии комплектующих для сборки вагонов. Элементы ходовой части и тормозное оборудование экспортируются из России, где цена на них выросла. Купить их денег нет. Вот такой замкнутый круг.

Устав жить обещаниями, часть людей нашла другую работу – менее оплачиваемую, но это хоть какой-то доход. Однако пойти таким путем могут не все. Алтаю Нажмитденову 60 лет. Потенциальным работодателям профессиональные навыки и квалификация машиниста крана не так важны, как возраст.

Слева Джоламанов, справа Нажмитденов.jpg На работу не берут, даже в охрану, – жалуется он. – У меня уже полгода нет пенсионных отчислений. Уровень этих выплат под угрозой, потому что стабильное пополнение счета влияет на размер пенсии после выхода на заслуженный отдых. Это очень страшно – жить в неизвестности, когда кажется, что выхода из ситуации нет.

Тем временем в акимате Экибастуза выразили готовность помочь оставшимся без работы сотрудникам компании и разработали для них целую программу финансовой реабилитации. По словам заместителя акима города Натальи Нефедовой, в госорган уже обратились 118 человек.

В Экибастузе сейчас 480 вакансий на градообразующих предприятиях и в частных компаниях, – уверяет Нефедова. – В течение полугода люди могут получать пособие по безработице, подбирая себе подходящий вариант трудоустройства. Есть возможность получить новую профессию, пройдя оплачиваемые курсы переподготовки. Кроме того, мы предлагаем вариант открытия собственного дела по программе «Бастау», которая предусматривает выделение безвозмездного гранта или займа под низкий процент.

Замакима Экибастуза добавила, что детей работников КВК могут подготовить к школе за счет спонсорских средств:

Единственная проблема – банковские кредиты, которые есть у 90% работников вагоностроительной компании. Мы разослали письма-уведомления во все региональные филиалы финансовых институтов с пояснением о ситуации с КВК, но на уступки по списанию пени банки не идут. Они готовы лишь предоставить небольшую отсрочку или составить график погашения.

В свою очередь в региональном управлении труда отметили, что выплаты заработной платы работники предприятия могут дождаться в конце августа.

После проведения проверки управление труда оштрафовало руководство компании и выдало предписание выплатить задолженность в срок до 3 августа 2019 года, – говорит руководитель управления труда Павлодарской области Аскар Капанов. – Но этого сделано не было, и мы подали иск в суд. Предприятие простаивает и сейчас, но, поскольку прежде оно находилось в доверительном управлении, его новые учредители принимают решение по возобновлению деятельности компании. Проводимый ими аудит позволит оценить полную задолженность перед работниками, с которыми будет произведен расчет.

Компания имеет долги не только перед своими работниками. До сих пор невыполненным считается заказ по сбору и отгрузке вагонов Павлодарскому отделению железной дороги. В 2014 году КВК заключила договор на поставку 500 вагонов, взяв предоплату в полном размере, – 76 млрд тенге. Однако на рельсы встали лишь 403 бегунка, и за образовавшийся дефицит компания задолжала 2,5 млрд тенге. Годом позже предприятие получило еще один заказ на изготовление 71 полувагона, взяв предварительно за работу 968 млн тенге. Но ни один экземпляр за четыре года с конвейера так и не сошел.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале