Министр здравоохранения Алексей Цой на онлайн-конференции наконец признался, что на мировом рынке свободных объемов вакцин для продажи физически нет. Повсюду царит диктат производителя.
Минздрав ведет переговоры со многими мировыми производителями, но все они предлагают поставки вакцины на конец этого и даже на следующий год. Между тем Минздраву вакцина остро нужна здесь и сейчас.
Несмотря на критику, Алексей Цой считает, что в феврале – марте мизерным количеством имевшихся вакцин Министерство здравоохранения распорядилось «аккуратно», распределив их среди самой подверженной опасности заражения коронавирусом части контингента.
Понятно, что 1,1% иммунизированного населения эпидемию не остановит, что мы и видим в марте и апреле. Срочно нужны миллионы доз, срок поставки – вчера.
При более дотошном расспросе выяснилось, что первые два миллиона тоже поделены на две части. Первая – полтора миллиона доз – придет из России не в виде расфасованной вакцины, а в виде субстанции. Конечный продукт еще предстоит произвести на карагандинском заводе. Тот вообще-то был рассчитан на 600 тысяч доз в месяц, до двух миллионов производственные мощности будут доводиться на ходу. В помощь карагандинцам строится второй завод – в Жамбылской области.
Еще полмиллиона доз ожидается от неназванных производителей. Какая именно это будет вакцина, министр сообщить отказался, ссылаясь на продолжающийся переговорный процесс. Но в любом случае она должна подоспеть к концу апреля.
Таким образом, обозначились рубежи противодействия эпидемии, определенные Минздравом: два миллиона вакцинированных граждан за апрель, шесть миллионов до конца июня. Это позволит выйти на иммунную прослойку, которая была несколько снижена до уровня 55–60% населения. Удастся ли медицинским чиновникам сдержать свои обещания – узнаем очень скоро.