Бактериологический мир

Опубликовано: 21 Августа 2017 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Бактериологический мир

Замедление опасных бактерий может оказаться более эффективным, чем их уничтожение при лечении людей.

Исследователи из Университета штата Иллинойс (США) обнаружили механизм, который позволяет бактериям одного вида общаться, когда их выживание находится под угрозой. Как пишет Science Magazine, исследователи предположили, что можно замедлить развитие опасных инфекций, манипулируя сообщениями, которые эти микробы посылают друг другу. Применение такого способа теоретически даст организму время победить инфекцию, не вызывая у бактерий развития устойчивости к лечению.

Исследование, опубликованное в издании Национальной академии наук США, основывается на работе других исследователей в штате Иллинойс, в том числе биохимика Джона Вудленда Хастингса, умершего в 2014 году, и ныне здравствующего профессора и заведующего кафедрой микробиологии Джона Кронана.

22665dc6-aa20-11e6-a45e-e639c32a4ac5_1280x720.jpg Два года назад исследователи из Европы и Азии обнаружили так называемый супербуг, устойчивый ко всем известным антибиотикам.

«Бактерии – это разумные маленькие организмы, они могут выживать практически в любой среде и быстро адаптироваться к новым условиям, – уточняет соавтор исследования У.И. Сатиш Наир. – Когда бактерии конкурируют с другими микробами за ограниченные ресурсы, более успешная группа будет производить уникальную молекулу – антибиотик – для уничтожения других видов. Когда рост популяции одной группы бактерий превосходит доступность питательных веществ, которые ей необходимо для выживания, группа производит еще одну уникальную молекулу, которая говорит бактериям, что пришла пора перейти в спящий режим, пока не появится больше пищи.

С тех пор как Александр Флеминг обнаружил пенициллин в 1928 году, мы использовали молекулы антибиотиков, разработанные одним микроорганизмом, чтобы убить другой микроорганизм. К сожалению, бактерии быстро адаптировались для противодействия антибиотикам, и уже сейчас участились случаи, когда антибиотики уже не помогают.

В среднем почти каждый вид бактерий устойчив к, по меньшей мере, одному антибиотику. Два года назад исследователи из Европы и Азии обнаружили так называемый супербуг, устойчивый ко всем известным антибиотикам. Бактерии могут легко адаптироваться, уровень адаптивности у всех разный, и мы можем разделить их по этому признаку, чтобы понимать, как быстро они смогут развить сопротивляемость.

Применение антибиотиков широкого спектра действия и чрезмерное употребление антибиотиков вообще усугубляют проблему, потому что они убивают многие типы бактерий, даже не вредных и полезных, а оставшиеся в живых выясняют способы адаптации, делясь своими стратегиями выживания с другими бактериями.

Ни одна фармацевтическая компания не станет инвестировать в исследования со сроком исследований и разработок в 10 лет, если новый антибиотик будет иметь срок хранения всего два года. Недостаточно времени для восстановления издержек производства».

Antibiotic_sensitvity_and_resistance.jpg Статья ученых называется «Молекулярная основа субстратной специфичности синтазного сигнала кворума».

Новое исследование нацелено на язык бактерий или групповой сигнал, который те используют, чтобы замедлить рост, а не антибиотический сигнал к уничтожению. Они говорят, что понимание того, как бактерии продуцируют молекулу сигнала покоя, открывает путь для развития молекул, которые могут нарушить связь конкретных бактерий, и снижают шансы бактерий на развитие лекарственной устойчивости.

«Нам не нужно убивать бактерии для лечения болезней и инфекций, мы можем просто замедлить их и сделать их менее болезнетворными, – говорит Наир. – Таким образом, мы уничтожим не бактерии, а их способность к сопротивлению».