Бандерас в шоке

Опубликовано: 06 Апреля 2018 г. Автор: Алан ИСАЕВ | г. Астана
Бандерас в шоке
Антонио Бандерас исполняющий главную роль в фильме «13-й воин» / Кадр из фильма «13-й воин»
просмотров 3901

Арабский исследователь Ахмед ибн Фадлан, роль которого исполнил в голливудском блокбастере «13-й воин» Антонио Бандерас, действительно существовал. В фильме путешественник, объединившись с викингами, сражается с дикарями. На самом же деле посол халифа занимался просвещением тюрков-язычников. Его путевые заметки пестрят шокирующими и забавными эпизодами.

4.jpg

Ахмед ибн Фадлан отправился в путешествие из Багдада 21 июня 921 года. Он должен был обратить в ислам правителя Волжской Булгарии по просьбе последнего. По дороге он заехал в аул племени аль-гузия (огузов) у берегов Сырдарьи. На тот момент местные жители были язычниками. Ибн Фадлан призывал их принять ислам, и хозяева с интересом слушали миссионера. В своих записях исследователь отмечал, что огузы в те времена совсем не мылись. Нравы в племени царили специфические. Например, когда посол разговаривал в юрте с одной из местных женщин, та вдруг задрала подол и почесала себя между ног. Смутившись, посол отвел взгляд и прошептал: «Да простит меня Всевышний!». Присутствовавших при этой сцене людей замешательство ибн Фадлана чрезвычайно развеселило.

вывывывы.jpg

Оставив огузов, ибн Фадлан достиг реки Джайх (Урал) и некоторое время гостил у печенегов. Здесь, по его словам, каравану грозила реальная опасность. Убийства в племени не считались чем-то из ряда вон выходящим. Более того, многие воины носили с собой отрезанные головы врагов. А еще посла изумило то, что местные жители едят… вшей. Один из собеседников посла даже утверждал, что паразиты невероятно вкусны.

Ибн Фадлан отмечает, что одно племя печенегов поклонялось змеям, другое – рыбе, третье – журавлям, а четвертое – фаллосу. Почти все представители этого рода носили на шее деревянные амулеты характерной формы, выполненные в натуральную величину. «Если кто-либо хочет отправиться в путешествие, он целует амулет, – писал Ахмед ибн Фадлан. – Они говорят: «Мы вышли из этого, поэтому ему и поклоняемся».

Летом 922 года арабский путешественник наконец достиг Волги и был принят царем Волжской Булгарии Балтаваром. К тому времени в столице государства уже были возведены мечети и были приглашены имамы из Самарканда. Впрочем, и среди хазар, и среди некоторых волжских кочевников все еще были распространены языческие предрассудки. Например, по словам ибн Фадлана, здесь практиковался странный обычай убивать самых умных и храбрых людей. Считалось, что все эти качества перейдут к убийце...

Сегодня путеводные заметки Ахмеда ибн Фадлана считаются чуть ли не главным историческим документом по истории Средней Азии X века.