Динозавры стали доминирующим видом благодаря вулканическому катаклизму

Опубликовано: 20 Сентября 2020 Автор: Подготовил Марат УСМАНОВ | Нур-Султан

Ученые обнаружили в летописи окаменелостей свидетельство еще одного события массового вымирания, и якобы именно оно позволило динозаврам доминировать на Земле более 200 млн лет. А затем уже, как пишет CNN, и случилась известная вселенская катастрофа, когда 66 млн лет назад на Землю обрушился гигантский астероид и уничтожил более трех четвертей всего живого, включая «ужасных ящеров».

По мнению исследователей, с момента появления живых организмов на планете 3,5 млрд лет назад имела место «Большая пятерка» массовых вымираний и пара десятков катаклизмов поменьше.

На данный момент палеонтологи определили пять больших массовых вымираний за последние 500 млн лет истории жизни, – поясняет соавтор исследования, геолог Китайского университета геонаук в Ухане Якопо Даль Корсо. – Каждое из них оказало глубокое влияние на эволюцию Земли и жизни на ней. Мы же выявили еще одно великое вымирание, и оно, очевидно, сыграло важную роль в восстановлении жизни на суше и в океанах, очертив истоки современного экосистемы. 222.jpg

По его словам, это катастрофическое вымирание, случившееся от 232 до 234 млн лет назад и названное «Карнийским плювиальным эпизодом» (Carnian Pluvial), и породило динозавров.

Причиной катаклизма скорее всего стали массовые извержения вулканов на территории нынешней Западной Канады – там излились колоссальные объемы вулканического базальта, который в конечном итоге сформировал большую часть западного побережья Северной Америки.

444.jpg Извержения были настолько мощными, что вкачали в атмосферу огромное количество парниковых газов, таких как углекислый газ, из-за чего произошли всплески глобального потепления, – говорит ученый.

Изменение климата привело к вымиранию множества видов в океане и на суше, но впоследствии опустевшие экологические ниши были заняты новыми группами живых организмов, которые образовали свои собственные экосистемы. Парниковый эффект стимулировал рост растений и распространение хвойных лесов – в основном вечнозеленых деревьев с иголками и шишками, которые мы знаем сегодня.

В тот период появились не только динозавры. Параллельно с ними образовались многие из современных групп растений и животных, и в их числе некоторые из прародителей современных черепах, крокодилов, ящериц и первых млекопитающих. По данным исследования, опубликованного в журнале Scientific Advances, тогда же исчезло 33% морской жизни, но катаклизм положил начало тому типу коралловых рифов, который мы наблюдаем сегодня, а также многим современным группам планктона.

Теперь мы знаем, что динозавры возникли примерно за 20 млн лет до этого события, – рассказывает соавтор исследования, профессор палеонтологии позвоночных Бристольского университета в Великобритании Майк Бентон. – Они оставались довольно редкими и малозначимыми до тех пор, пока не случился Карнийский плювиальный эпизод. 555.jpg

Ученые обычно определяют массовое вымирание как исчезновение не менее 50% всех видов за короткий промежуток времени. С геологической точки зрения, этот период времени обычно занимает порядка 2,8 млн лет. Наихудшее массовое вымирание произошло 250 млн лет назад, уничтожив 95% всех видов, и случилось оно, вероятно, из-за массивных извержений вулканов в Сибири.

Некоторые исследователи полагают, что в настоящее время мы переживаем еще одно массовое вымирание, но планета и природа в этом никак не виноваты.