Исследователи биологических часов получили Нобелевскую премию

Опубликовано: 02 Октября 2017 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Ответы на вопросы, почему мы хотим спать или чувствуем, что пришла пора бодрствовать не так просты, как реагирование на смены дня и ночи, или чередование усталости организма и активного периода. Ученые давно уже пытались понять на чем основываются внутренние часы нашего тела, от чего зависят их циклы, и вот – первый научный прорыв в этой области сразу получает Нобелевскую премию.

Как пишет портал Всемирного Экономического Форума, три американца поровну разделили премию в размере в 9 млн шведских крон (примерно 940 тысяч долларов США) в равной степени за открытие молекулярного механизма контроля циркадного ритма.

social-jet-lag-and-your-health-3.jpg

Майкл Янг из Рокфеллеровского университета получил признание за свои исследования биологических ритмов на примере плодовых мух – он выделил ген, способный прерывать работу циркадных часов. Джеффри Холл и Майкл Росбаш из Университета Брандейса дополнили эту работу, открыв флуктуирующие уровни протеина в течение 24-часового цикла. Этот ген кодирует белок в клетке в течение ночи, который затем деградирует в течение дня.

Их открытия объясняют, как многоклеточные организмы, в том числе растения, животные и люди, адаптируют свои биологический ритмы так, чтобы они синхронизировались с ритмами изменений нашей планеты.

Понимание того, как наши тела чувствуют время, имеет «огромные последствия» для здравоохранения, говорилось в заявлении Нобелевского комитета во время награждения. Наши внутренние часы адаптируют физиологию к различным фазам суток, регулируя такие важные функции, как поведение, уровни гормонов, сон, температуру тела и обмен веществ. Иногда происходит асинхронизация наших внутренних часов с внешними сигналами, такими как солнечный свет и температура.

1603-social-jet-lag.jpg

Большинство из нас знакомы с такими ощущениями, возникающими при пересечении часовых поясов, в перелетах на большие расстояния. Явление, называемое «social jetlag» (сбой суточных биоритмов) вызывает у медиков все большее беспокойство, поскольку люди проводят значительное время в искусственно освещенных средах и используют цифровые устройства вне естественного дневного света.

Несогласованность между нашими внутренними и внешними сигналами упоминается во многих медицинских исследованиях как фактор риска развития различных заболеваний. Циркадная биология, включая открытие, получившее Нобелевскую премию, превратилась в обширную и очень динамичную область исследований, потенциал которой по воздействию на наше здоровье и благополучие еще предстоит выяснить.

o-SOCIAL-JET-LAG-facebook.jpg