Как удалось выжить птицам после катастрофы, убившей динозавров?

Опубликовано: 26 Мая 2018 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Считается, что 66 млн лет назад в Землю врезался огромный метеорит, и мощнейший взрыв, в миллион раз страшнее любой атомной бомбы уничтожил динозавров, а попутно и три четверти других видов живности планеты. В число пострадавших видов входили и разнообразные протоптицы, однако часть из них выжила, и теперь мы знаем почему.

pp-dinosaurs-asterdoid-rf-istock.jpg

Как сообщает Newsweek со ссылкой на новейшее исследование, результаты которого опубликованы в журнале Current Biology, ученым удалось понять, какие виды летающих созданий погибли после того апокалиптического взрыва, и как удалось выжить предкам современных птиц.

По мнению международной группы ученых, проводивших исследование, глобальный катаклизм и его последствия уничтожили, фактически, выжгли все деревья и леса планеты, что привело к исчезновению гнездившихся и проживавших там видов.

Проще говоря, как заявляет соавтор проекта, палеонтолог чикагского Музея естественной истории имени Филда Риган Данн: «Древесные птицы вымерли потому, что в мире не осталось деревьев».

maxresdefault.jpg

В постапокалиптическом мире того времени удалось сохраниться лишь горстке видов, которые проживали на земле и не нуждались в деревьях для пищи и гнездовья. Именно они и положили начало нынешнему разнообразию пернатых – в современном мире птицы являются самой географически распространенной группой сухопутных позвоночных, насчитывающей до 11 тысяч видов.

Результаты исследования основываются на анализе данных о судьбах растительного мира Северной Америки, Новой Зеландии, Японии и Европы, в частности, в распоряжении ученых были микроскопические окаменелости пыльцы и спор, которые были свидетелями событий незапамятных времен.

didaburningo.jpg После катастроф, таких как лесной пожар или извержение вулкана, первые растения, которые начинают осваиваться в новых условиях и являются самыми быстрыми колонизаторами являются папоротники, – поясняет Риган Данн. – Причина проста – папоротники прорастают не из семян, а из спор, которые намного меньше – это просто одна клетка. Споры – микроскопичны, размер не больше пыльцы, поэтому они легко рассеиваются. Их подхватывают ветер и они продвигаются дальше, чем семена, и все, что им нужно для выживания – это пятно влаги. 180524141736_1_900x600.jpg

Ученые отсмотрели летописи окаменелостей в разных регионах планеты и обнаружили остатки древесного угля от сожженных во время катастрофы деревьев, и одновременно – обилие спор папоротников.

Это свидетельствует о том, что лесные пожары, вызванные астероидом, в дополнение к изменению климата, которое длилось десятки тысяч лет, разрушили большие древовидные растения по всему миру, но папоротниковая зелень выжила – дала кров и пищу наземным видам.

Кроме анализа окаменелостей, исследователи проследили эволюционные изменения нынешних видов птиц, чтобы сопоставить их с имеющейся информацией о том, какие виды населяли Землю до и после катастрофы. По мнению ученых, общие предки всех птиц, скорее всего, жили на земле.

Только небольшой части видов птиц удалось выжить в результате массового исчезновения 66 млн лет назад, – пояснил ведущий автор исследования из Университета Бата (США) Дэниэль Филд. – и все сегодняшнее удивительное разнообразие птиц можно проследить до этих древних выживших.

Со временем, спустя многие тысячи лет после метеорита, леса восстановились, и жизнь начала осваиваться и на деревьях.

170515-dinosaurs-asteroid-documentary-feature.jpg