Нюх тираннозавра Рекса чуть-чуть уступал нюху современной кошки

Опубликовано: 15 Июня 2019 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан
Нюх тираннозавра Рекса чуть-чуть уступал нюху современной кошки

Сравнительный анализ генов современных животных и останков тираннозавров подтвердил идею ученых о том, что плотоядный динозавр обладал уникальным по чуткости обонянием, сообщает портал National Geogrphic со ссылкой на отчет, опубликованный в научном издании Proceedings of the Royal Society B. Свой проект ученые основывали на выяснении того, сколько генов было задействовано в механизмах обоняния T.rex в сравнении с образцами существующих созданий.

Ведущий автор исследования – аналитический биолог из Университетского колледжа Дублина Грэм Хьюз – пояснил, что его проект «это не Парк Юрского периода», подразумевая, что попыток восстановить ДНК тираннозавров не производилось.

Мы пытаемся понять, действительно ли сенсорная эволюция играет важную роль, вне зависимости от того, являетесь ли вы вершиной пищевой цепочки или нет. nations_t._rex.png

Хьюз и его коллега – палеобиолог Джон Финарелли – давно планировали заняться выяснением возможностей восприятия окружающего мира динозаврами и их органов чувств. Для начала исследователи описали общую форму мозга динозавра, отпечатки которого частично обнаружились на внутренних поверхностях некоторых хорошо сохранившихся черепов. Задача была не из простых, однако ученые имели на руках образцы строения мозга ныне существующих потомков динозавров – птиц.

Хьюз и Финарелли замерили соотношение размеров мозга для 42 живых птиц, двух вымерших птиц, американского аллигатора и 28 вымерших динозавров, а также прочесали научную литературу и выписали размеры их обонятельных луковиц. Они также отслеживали ДНК многих живых птиц, а затем объединили всю эту информацию с результатами ранее опубликованного исследования, чтобы создать новую базу данных генов обонятельных рецепторов живых животных.

Albertosaurus.jpg

Полученная информация моделей мозговых обонятельных систем была спроецирована на динозавров, в результате чего был сделан вывод, что у Tyrannosaurus rex, вероятнее всего, имелось от 620 до 645 генов, кодирующих его обонятельные рецепторы. Для сравнения, это немногим меньше, чем у современных цыплят и домашних кошек. Примечательно, что и другие крупные плотоядные динозавры, такие как Albertosaurus, также имели немалое количество генов, отвечающих за обоняние.

Известно, что функции обоняния не ограничиваются только лишь поиском еды. Животные используют запахи, чтобы узнавать своих родственников, опознавать территории, привлекать партнеров, выявлять противников и многое другое. Среди всех живых позвоночных рекорд по большинству генов обонятельных рецепторов принадлежит современному слону, у которого за запахи отвечает около 2 500 генов. Обладая таким изысканным обонянием, слоны способны не только определять наличие пищи, но даже ее количество.

gn89907c-photoarchives_webexport.jpg

Таким образом, некоторые травоядные динозавры могли похвастать очень высокой развитостью генной структуры, отвечающей за обоняние. К примеру, теропод Erlikosaurus имел больше нюхательных генов, чем велоцирапторы и многие родичи этого хищника. Однако T.rex и Albertosaurus по-прежнему остаются чемпионами мира среди динозавров по способностям обоняния.