• USD 358
  • EUR 420
  • RUB 5.39

Обнаружены древнейшие микроорганизмы Земли, обитавшие на планете еще до появления атмосферы

Опубликовано: 30 Июля 2017 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Novate.RU

На минувшей неделе исследователи объявили об обнаружении окаменелых остатков древнейших микроорганизмов, живших на Земле еще в докислородные времена, когда планета еще не имела атмосферы, и была просто гигантским куском камня.

Судя по найденным образцам, сообщает портал Seeker со ссылкой на статью в журнале Nature, первые обитатели нашей планеты жили где-то в промежутке между 3,8 и 4,3 млрд лет назад.

Останки доисторических микробов, питавшихся железом, были обнаружены в результате анализа фрагментов породы океанической коры Земли. Их окаменелости напоминают результаты деятельности современных железоокисляющих микроорганизмов, колонии которых ученые находят и сейчас на океанском дне, близ гидротермальных отверстий. В тексте не уточняется, о чем конкретнее идет речь, но вероятно об устьях подводных горячих источников, гейзеров и вулканов.

marsroverdown.jpg

Помимо явного факта, что находка ученых состаривает историю возникновения жизни на Земле не несколько сотен тысяч лет, важен также фактор их жизни в условиях отсутствия кислорода. Речь идет о простой аналогии: раз жизнь на нашей планете зародилась на куске камня, то почему бы ей на зародиться на других каменных бескислородных глыбах в космосе?

К примеру, учеными уже давно собраны убедительные доказательства того, что на Марсе в свое время были водоемы – возможно, даже обширные океаны, а также атмосфера и все химические компоненты, необходимые для зарождения микробной жизни.

– В отличие от Земли и даже Венеры на Марсе есть значительные области, которые действительно хорошо сохранились и перспективны для поиска следов жизни и биомаркеров, – заявляет ученый-планетолог Джеффри Джонсон из Лаборатории прикладной физики Университета Хопкинса в Лорел, штат Мэриленд.

– Если исследования Марса будут проводиться под пристальным наблюдением микропалеонтологов, тогда мы сможем провести аналогии осадочных систем с диоксидом кремния и железом Земли и красной планеты, – размышляет геолог Геологического института Калифорнии Джон Гроцингер.

Гроцингер, являвшийся в прошлом ведущим научным сотрудником миссии NASA «Mars Curiosity», рассказывает, что их марсоход наблюдал подобные отложения в геологическом слое, образованном из отложений озерной грязи в Кратере Гейл «формации Мюррея».

– Для Марса это выглядит очень многообещающе, – считает ученый.

PIA15279_3rovers-stand_D2011_1215_D521-crop2-CuriosityRover.jpg

Другое направление исследований, появившееся после обнаружения следов древнейших микроорганизмов Земли на океанском дне открывает перспективы поиска внеземной жизни на планетах, покрытых льдом, – таких как луны Юпитера, Сатурна и других планет-гигантов вне Солнечной системы.

По мнению ученых, на спутнике Юпитера Европе и спутнике Сатурна Энцеладе есть соленые океаны, контактирующие со скальными ядрами, и эти условия химически и экологически идентичны тем, в которых зародилась первая жизнь на Земле.

У ученых пока нет предположений, какая она – внеземная жизнь, если она существует, но по крайней мере теперь есть отправная точка, та самая точка опоры, при помощи которой великий Архимед обещал повернуть Землю, а наши современники надеются найти жизнь на других планетах.