Разгадана причина самого массового вымирания на Земле

Опубликовано: 22 Апреля 2019 Автор: Андрей ЖДАНОВ | Алматы
Разгадана причина самого массового вымирания на Земле
independent.co.uk

Американский журнал Nature Communications опубликовал результаты исследования группы ученых и специалистов Массачусетского технологического института, Сиракузского университета и Геологической службы США о наиболее возможной причине самого массового на Земле Пермского вымирания, которое называют также Великим и Величайшим вымиранием всех времен.

В 1982 году американские палеонтологи Джек Сепкоски и Дэвид Рауп из Чикагского университета произвели статистический анализ палеонтологических данных о вымирании морских животных на протяжении фанерозоя – последних 540 млн лет, изучив 3 300 биологических семейств, из которых 2 400 исчезло. На основании этого они выделили пять крупнейших массовых вымираний биологических видов и 20 менее масштабных, когда погибало примерно 20% форм жизни. Чуть позже эти же ученые пришли к выводу о повторении на Земле заметных вымираний со средней периодичностью примерно 26 млн лет.

Классическая «большая пятерка» вымираний, выделенная Сепкоски и Раупом, включает Ордовикско-Силурийское (450–443 млн лет назад), Девонское (372 млн лет), Великое Пермское (253–251 млн лет), Триасовое (208–200 млн лет) и последнее Мел-Палеогеновое (65,5 млн лет), во время которого исчезли динозавры. Пермское – самое массовое, приведшее к исчезновению 57% семейств и 83% родов, 90% (по некоторым оценкам, даже 95%) морских существ, свыше 80% насекомых и более 70% видов наземных позвоночных.

2.jpeg

Среди гипотетических причин настолько глобального вымирания рассматривались такие катастрофические события, как столкновение Земли с астероидом диаметром в несколько десятков километров или с несколькими астероидами, внезапный выброс метана со дна океана, обретение археями (одноклеточные микроорганизмы рода Methanosarcina) способности перерабатывать органику с выделением огромных объемов метана, усиление вулканической активности. А также медленная, но неуклонная трансформация окружающей среды, в том числе повышение сухости климата, из-за чего менялись направления океанических течений и/или уровень моря, а также аноксия – изменение химического состава морской воды и атмосферы с возрастанием дефицита кислорода.

Согласно новому исследованию, опубликованному в Nature Communications, самой вероятной причиной Пермского вымирания стали извержения вулканов около 252 млн лет назад на территории современной Сибири, а также мощные выбросы из трещин в земной коре в течение тысяч лет. В результате пары ртути, попавшие в атмосферу при сгорании угля, вместе с дождем попадали в Мировой океан. Кроме того, в результате выброса в атмосферу около трех млн кубокилометров пепла средняя температура на Земле выросла примерно на 10 градусов.

В итоге сломались пищевые цепочки и значительно повысилась кислотность морей, к чему не смогло приспособиться абсолютное большинство живых существ планеты. А ее биологическое разнообразие начало восстанавливаться лишь спустя 60 тысяч лет.