«Спилберг, ты не прав!» – палеонтологи об ошибках в «Парке юрского периода»

Опубликовано: 08 Мая 2020 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан

«Парк юрского периода» показал нам мир динозавров таким, каким он мог быть... Увы, это не так, заявляют палеонтологи: Спилберг ошибался – все части популярных околонаучных ужастиков грешат огромной и принципиальной ошибкой в демонстрации привычек плотоядных динозавров, сообщает Sky News, со ссылкой на новые научные данные.

Ученые бросили вызов ключевой идее практически всех фильмов серии, что мелкие и средние динозавры-мясоеды предпочитали загонять еду стаями. По мнению исследователей, «ужасные ящеры» охотились вовсе не так, как показал Спилберг, и если проводить параллели с современным миром, то вымершие существа действовали скорее как комодские вараны – в одиночку, нежели как волки – стаей

Недостаток этой идеи заключается в том, что ныне живущие динозавры – то есть птицы, и их родственники – крокодилы, обычно не охотятся группами и редко нападают на добычу крупнее их самих, – говорит ведущий автор исследования, палеонтолог из Университета «Висконсин – Ошкош» доктор Джозеф Фредериксон. Muldoon_Jurassic_Park_2015-01-28.jpg

Поскольку природа не преподнесла палеонтологам ни одной окаменевшей сцены групповой охоты динозавров, напрямую проверить свою теорию ученым не удастся. Поэтому им пришлось импровизировать, используя для анализа охотничьего поведения вымерших существ косвенные доказательства и логические цепи.

В этом исследовании мы предположили, что существует корреляция между групповой охотой и рационом животных во время их взросления, – пояснил доктор Фредериксон. jurassic-park-raptor.png

Было отмечено, у драконов острова Комодо детеныши постоянно подвергаются риску быть съеденными взрослыми. Во избежание гибели малыши взбираются на деревья, и там питаются тем, что под руку попадет. Таким образом в рационе детенышей появляется пища, недоступная более взрослым особям, и эта разница накладывается на зубы – запечатлевается там разным химическим составом молодых и взрослых зубов, что указывает на явную смену диеты по мере взросления.

Такое диетическое разнообразие обычно не проявляется у животных, которые охотятся стаями. Таким образом, наличие явного перехода от детской к взрослой диете означает, что речь идет именно о сообществах, в которых взрослые особи не заботятся о кормлении детенышей, где каждый сам за себя, и ни о какой групповой охоте речи быть не может.

Исследователи проанализировали химию окаменелых зубов доисторических ящеров, особенно воспетого в «Парке юрского периода» велоцераптора, или Deinonychus Antirrhopus, который обитал на территории Северной Америки во времена мелового периода, примерно до 115 млн лет назад.

Чтобы составить представление о рационе мы использовали стабильные изотопы углерода и кислорода при изучении зубов хищных и травоядных динозавров из одного и того же геологического образования, – рассказывает доктор Фредериксон. – И обнаружили, что зубы ранних лет и зубы старшего возраста у хищников не имеют одинаковых средних значений изотопов, что означает, что у них была разная диета. Именно такую картину мы наблюдаем и у велоцерапторов. И это означает, что взрослые не кормили своих детенышей, из чего мы заключаем, что «Парк Юрского периода» ошибался насчет поведения хищников. paul-smause-jurassic-park-3-48-edit.jpg