У людей обнаружена спящая способность саламандр к регенерации

Опубликовано: 14 Октября 2019 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан
У людей обнаружена спящая способность саламандр к регенерации
pixabay.com

Ученые из конгломерата Duke Health (включающего в себя университетскую школу медицины, школу медсестер, диагностическую клинику и другие медицинские и научные учреждения) выявили в организме человека механизм восстановления хряща, сходный со способностью саламандр и ящериц отращивать себе новые части тела взамен утерянных. Как сообщает Newsweek, исследователи считают, что их открытие способно приоткрыть дверь для новых методов лечения остеоартрита – наиболее распространенного в мире заболевания суставов, а также методов выращивания частей тела человека.

Как сказано в заявлении ведущего автора проекта, специалиста отделений медицины, патологии и ортопедической хирургии Duke Health Вирджинии Байерс Краус:

2.jpg «Мы считаем, что понимание этой «саламандроподобной» регенеративной способности у людей и критически недостающих компонентов регулирующей цепи может послужить основой для новых подходов к восстановлению суставных тканей и, возможно, целых конечностей человека».

Ученые использовали метод, известный как масс-спектрометрия, чтобы определить возраст хрящей по всему телу пациента. Этот анализ показал, что хрящи имеют различный возраст в зависимости от местонахождения: молодой в лодыжках, средний возраст в коленях и старый в тазу и бедрах.

«В наших попытках идентифицировать белки в хряще мы обнаружили большие различия в химических модификациях белков в хрящах бедра, колена и лодыжки, – рассказала Краус журналистам. – Эти типы модификаций накапливаются, если ткань не восстанавливается или не обновляется в процессе избавления от старого белка при создании нового». 3.jpg
Мозговая ткань может оставаться живой и функционировать месяц
читайте далее

Ученые выявили, что в белках тазобедренного хряща человека множество химических модификаций белков, в коленном суставе их меньше, а в лодыжке крайне мало таких соединений. По мнению исследователей, обнаруженное свидетельствует о том, что в лодыжке идут оперативные процессы обновления хрящей, в колене помедленней, а в тазобедренной части суставов все очень и очень небыстро.

Эти результаты совпадают с данными о регенерации живых организмов: скажем, ящерица сначала отращивает самый кончик – «лодыжку» хвоста, и лишь затем следует очередь «колена» и «бедра».

«В поисках объяснения этих различных уровней восстановительных способностей мы рассмотрели возможность регенерации конечностей саламандры, потому что их конечности лучше всего восстанавливаются на кончиках», – пояснила Краус. 4.jpg

Выявлено, что человеческий организм используют для обновления хряща те же молекулы, именуемые микроРНК, которые играют ключевую роль в регенерации конечностей у саламандр и других самовосстанавливающихся видов, таких как рыбки данио-рерио, африканские пресноводные рыбы, осьминоги и многие ящерицы.

«В хряще человека эти молекулы присутствовали на высоком уровне, и они тесно связаны с «возрастом» – количеством химических модификаций белков в трех суставных точках», – говорит ученая.

Доктор Краус уточнила, что принципы, лежащие в основе регенерации конечностей у животных с участием регенеративной микроРНК, представляются единым биологическим принципом, лежащим в основе естественной способности к восстановлению человеческого хряща. И если удастся понять, как работает система у животных, можно будет понять, как все происходит в организме человека.

Ученые создали инновационные антибиотики
читайте далее
«Традиционно считается, что хрящи, выстилающие суставы по всему телу, одинаковы, их ткань не восстанавливается и не регенерирует, – рассказывает Краус. – Это исследование доказало, что хрящ на разных участках различен и что он обладает естественной способностью к восстановлению, которая зависит от места сустава в теле». «Это открытие имеет далеко идущие последствия, предлагая новые методы лечения, основанные на усилении регенеративной микроРНК – естественной способности человека восстанавливать хрящ, – резюмирует исследователь. – Мы думаем об этом как об «активизации нашей внутренней способности саламандры». Интересно, сможем ли мы когда-нибудь восстановить человеческую конечность, основываясь на более глубоком понимании того, насколько люди и саламандры похожи и в то же время различны».