Ученые отменили старение клеток человека, но пока в лаборатории

Опубликовано: 18 Августа 2018 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Согласно статье, опубликованной исследователями Университета Эксетера в журнале Universal Sci, им удалось найти действенный способ омолодить клетки человека, то есть, не то, чтобы в прямом смысле повернуть процесс старения вспять, но сумели вернуть клеткам юношескую молодость и эффективность.

Старение рассматривается исследователями как прогрессирующее снижение функций организма, приводящее к одряхлению и развитию большинства распространенных хронических заболеваний, включая такие как рак, диабет и деменция.

kletki.jpg

Причин потери эффективности человеческих клеток немало, но главной проблемой в биологии старения считается накопление «стареющих» клеток в тканях и органах. Ученые Эксетера поставили перед собой задачу реактивировать стареющие клетки, заставить их заново работать как молодые, чтобы вернуть организму его былую эффективность.

Ключевым фактором стало понимание механики работы человеческих генов. Когда ген активируется сигналами изнутри или извне клетки, он создает молекулярное сообщение (называемое РНК), которое содержит всю информацию для исполнения команды гена. Более 95% генов человека способны создавать несколько разных типов сообщений в зависимости от потребностей клетки.

mitochondria.jpg

Решение о том, какой тип сообщения будет создан принимается группой из примерно 300 белков, называемых «факторами сращивания».

С возрастом количество факторов сращивания снижается, из-за чего клетки теряют способность реагировать на изменения – давать команды и исполнять их. Уровни этих важных регуляторов снижаются как в крови пожилых людей, так и в стареющих клетках тканей.

Southville-8.jpg

Исследователи искали способы вновь включить факторы сращивания, и выяснили, что при помощи обработки старых клеток химическим веществом, выделяющим незначительное количество сероводорода, удается увеличить уровни некоторых факторов сращивания и таким образом омолодить старые человеческие клетки.

Речь идет о сульфиде водорода, который является естественной частью человеческого организма и способен снижать воздействие возрастных изменений. В больших количествах это вещество токсично, в связи с чем ученым было необходимо найти способ прямой доставки дозированных порций химиката непосредственно в нуждающиеся клетки.

ffbfde9bf4318f1a8b049c210cac53d1-1.jpg

В итоге, благодаря использованию молекулярных инструментов, исследователям удалось решить проблему доставки вещества непосредственно в клетки, и время повернулось вспять: старые клетки активизировались, и начали функционировать как молодые.

«В нашем последнем эксперименте мы отменили старение человеческих клеток, что может стать основой для будущих антидегенеративных препаратов, – пишут авторы исследования Лорна Харрис и Мэтт Уайтман. – Возможность повернуть старение вспять – это то, что многие люди надеются успеть увидеть до своей смерти. Мы еще далеки от реализации этой задачи, но полученные результаты вселяют надежду».