Ученые, похоже, раскрыли секрет глубоководных погружений китов и черепах

Опубликовано: 25 Апреля 2018 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Человечество пытается осваивать океанские глубины сотни лет, но без специальных механизмов – подводных лодок и батискафов все усилия были бы тщетны. Чрезмерно быстрый подъем после глубоководных погружений ведет к «вскипанию» крови пузырьками газов – кессонной болезни. Однако отдельные млекопитающие, такие как киты, обладающие аналогичной с нами кровеносной системой, способны погружаться в запредельные пучины – до полутора километров, и никакой тебе болезни водолазов.

Понятное дело, что ученых этот феномен заинтересовал, и, как сообщает Independent со ссылкой на результаты опубликованного на страницах Королевского научного общества Великобритании проекта, исследователям удалось приоткрыть завесу над этой тайной.

1495537620_24cfd_0_f94ac_9895a68f_orig.jpg

Исторически предполагалось, что структура строения грудной клетки водных млекопитающих позволяет им автоматически сжимать легкие на больших глубинах – этакий адаптационный механизм, не позволяющий поглощать избыток азота и избегать «кессонки». Однако исследования туш китов, погибавших после массовых выбрасываний на берег, отвергли эту гипотезу: в тканях животных были обнаружены декомпрессионные пузырьки газов – свидетельства кессонной болезни.

Чтобы попытаться разрешить эту тайну, группа ученых под руководством доктора Даниэля Гарсиа-Парраги из Fundacion Oceanografic и с участием директора Центра морских млекопитающих в Океанографическом институте Вудс-Хоул доктора Майкла Мура проанализировала все имеющиеся данные по теме, а также провела собственные эксперименты, сделав компьютерную томографию мертвого дельфина, тюленя и свиньи, когда тела находились под давлением в гипербарической камере.

whale.jpg

Согласно результатам наблюдений, выявлены различия в строении и работе легких морских и наземных млекопитающих. У обитателей морей архитектура легких выстроена иначе и состоит из двух отдельных областей: заполненной воздухом и сжатой.

Предполагается, что во время погружений кровь морских млекопитающих циркулирует в основном через сжатую часть легких, что сводит к минимуму оборот азота в организме. По мнению авторов исследования, речь идет о врожденном, выработанном эволюцией механизме, защищающем водных животных от кессонной болезни.