Ученые раскопали в Казахстане прародину человечества

Опубликовано: 14 Сентября 2018 Автор: Андрей КРАТЕНКО | Восточно-Казахстанская область
Ученые раскопали в Казахстане прародину человечества
Пресс-служба акимата

Сенсационными стали раскопки кургана в долине Елеке Сазы Тарбагатайского района минувшим летом.

Экспедиция под руководством известного археолога Зейноллы Самашева обнаружила непотревоженное погребение знатного юноши. Обилие золотых украшений, золотая массивная гривна на шее, украшенное золотом вооружение – все это позволило говорить о «царском» происхождении юноши. Даже сапоги его были покрыты сотнями золотых бусин. Захоронение относится к раннесакскому периоду, примерно VIII–VII век до нашей эры. Все находки в хорошем состоянии, значит, есть возможность произвести реконструкцию парадного облачения и внешнего облика.

В 2016 году в Восточном Казахстане по инициативе акима области Даниала Ахметова была запущена трехлетняя программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии с целью сохранения историко-культурного наследия.

За три года были изучены древние памятники в Берельской долине, исследованы Шиликтинские курганы, состоялись раскопки в долине Елеке Сазы, буддийском монастыре Аблайкит. Во время раскопок найдены столь прекрасные украшения из золота (более 2 000 артефактов), что они не только изменили классическое представление о кочевниках, свидетельствуя о высоком уровне их цивилизации, но и натолкнули участников международного форума «Алтай – золотая колыбель тюркского мира» на мысль переименовать Восточно-Казахстанскую область в Алтын Алтай.

Предполагается, что до конца 2018 года будет разработана программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в Восточном Казахстане на 2019–2021 годы. В областном историко-краеведческом музее будет создана современная лаборатория для анализа, изучения и обработки артефактов, тем более что неизученных памятников прошлого здесь еще очень и очень много.

AAM_9220.jpg

Взять, к примеру, местечко Абыралы Танбалытас в 35 километрах от деревни Кайнар. Большое количество плоских и темных камней на склонах хребта Койтас привлекали внимание художников разных археологических эпох. Абыралинский Танбалытас сохранил более 1 000 петроглифов.

Посреди бескрайней и ровной степи Тарбагатайского района находится один-единственный утес Боритастаган. Туристы прозвали его также Аксуатским метеоритом. Боритастаган тоже интересен наскальными рисунками. Писаницы, сделанные красной охрой, датируются эпохой бронзы. Сохранились изображения животных и геометрические знаки.

Могильник Кырыкунгир не случайно включен в список значимых памятников Восточного Казахстана. На площади всего в один квадратный километр уместились погребальные сооружения разных эпох: бронзы, сакского, гунно-сарматского и тюркского периодов.

На скалах Кокентау близ Семея первобытный Малевич изобразил людей, архаров, лосей. Большой интерес вызывают рисунки трехглавой горы. Интересно, что по соседству находится именно трехглавая гора Уш-айыр. Возможно, что древний художник просто обозначил место своей удачной охоты.

кокентау1.jpg

В Кокентау найдены также следы многочисленных поселений эпохи бронзы. Удивляет таинственное сооружение из мощных гранитных блоков высотой до полутора метров, которое к тому же окружено тройной оградой, причем камни расположены так, что между ними может свободно гулять человек.

Ученые называют Алтай прародиной человечества, и подтверждением этому служат бесчисленные археологические памятники. Множество древних курганов осталось на земле Восточного Казахстана. Каждый турист может почувствовать себя здесь археологом.