Ученые Швеции выделили из морского червя средство против тараканов

Опубликовано: 07 Апреля 2018 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Астана
Ученые Швеции выделили из морского червя средство против тараканов

Исследователь возможностей производства лекарств из сырья растительного или животного происхождения (фармакогнозист) Ульф Горанссон из Университета Уппсалы в Швеции заинтересовался свойствами одного морского гада – самого длинного существа в мире, морского червя под названием Lineus longissimus. Эти твари в развернутом состоянии могут достигать длины 55 метров, но, как правило, не дорастают и до 10.

Как пишет портал Science News, ученый проанализировал выделяемую этими червями слизь и обнаружил, что та крайне токсична. Выделяемый червями белковый секрет атакует и может блокировать крошечные каналы в клеточных стенках, которые контролируют количество натрия, текущее вовнутрь и вовне клетки. Многие жизненно важные клеточные дела, такие как связь между нервами, зависят от правильного потока через эти натриевые каналы. Инъекции выделяемого червями вещества способны парализовать небольших крабов вида Carcinus maenas или же уничтожить тараканов.

Green-crab-1200x674.jpg

Ученые пока не совсем представляют, какую практическую пользу можно извлечь из их открытия, однако, как предполагает Горансон, токсическая слизь могла бы быть использована в защитных или отпугивающих целях. По его словам, такие черви могут показаться легкой добычей для хищников, но ни у крабов, ни у рыб подобного соблазна не возникает.

Когда исследователи неоднократно брали в руки испытуемых гадов, в кистях рук появлялось покалывание и временное онемение. В ходе экспериментов выяснилось, что один из выделенных токсинов в 100 раз эффективнее действует на натриевые каналы насекомых, нежели на клетки млекопитающих, что открывает определенные перспективы – к примеру, использования секрета в качестве эффективного и фатального средства против тараканов.