Ученые случайно открыли способ избавить планету от пластикового загрязнения

Опубликовано: 28 Ноября 2017 г. Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | г. Астана

Считается, что многие ключевые открытия современности, такие как пенициллин или тефлон, были сделаны абсолютно случайно, но в этот раз именно Его величество случай может дать человечеству способ спасения мировой экологии от загрязнения пластиками.

Как сообщает портал Science Magazine, научная сотрудница Института биомедицины и биотехнологии Кантабрии (Испания) Федерика Берточини, которая помимо академической деятельности увлекается пчеловодством, однажды после очистки ульев от паразитических личинок сложила собранных вредителей в полиэтиленовый пакет. И тут оказалось, что насекомым вполне по вкусу пластик – они за короткий промежуток времени понаделали в пакете изрядное количество дыр.

Речь идет о личинках восковой моли Galleria mellonella – которые являются бедой европейских пчеловодов, а также продуктом коммерческого разведения, как наживка для рыбалки. В дикой природе эти насекомые паразитировали на пчелиных колониях. Мотыльки откладывают свои яйца прямо в ульи, и вылупившиеся личинки перебираются на пчелиный воск, который дает им и кров, и пищу.

Galleria_mellonella_dorsal.jpg

Случайное открытие Федерики стало поводом для проведения научного исследования. Для начала она вместе с коллегами из отдела биохимии Университета Кембриджа Паоло Бомбелли и Кристофером Хоу провела эксперимент – поместила около сотни личинок в обычный пластиковый пакет из супермаркета, после чего начался отсчет времени. Первые дыры личинки проели через 40 минут, а через 12 часов масса пакета уменьшилась на 92 миллиграмма.

Ученые заявляют, что такая скорость поглощения значительно превышает все известные способы борьбы с пластиком. К примеру, в прошлом году сообщалось об открытии некоей биомассы, которая способна переваривать отдельные виды пластмасс со скоростью в 0,13 миллиграмма в сутки.

«Если за столь высокую скорость поглощения и обеспечение химической реакции отвечает один фермент, его воспроизводство в широких масштабах с использованием биотехнологических методов должно быть достижимо, – заявил в итоговой статье, опубликованной сегодня в журнале Current Biology, руководитель исследования Паоло Бомбелли. – Это открытие может стать важным инструментом, помогающим избавиться от отходов полиэтиленового пластика, накопленных на полигонах и в океанах».

20170530203534_7038.jpg

Полиэтилен в основном используется в упаковке и составляет 40% от спроса на пластиковые изделия в Европе, 38% использованных пакетов попадает на полигоны. Если брать планету в целом, люди используют около триллиона пластиковых пакетов каждый год. Пластики обладают высокой устойчивостью к разрушению, и даже измельченные на мелкие куски они засоряют экосистемы, практически не деградируя со временем.

И тут сама природа приходит на помощь.

Исследователи провели спектроскопический анализ, чтобы понять, каким образом личинки разрушают межмолекулярные связи, и выяснилось, что насекомые превращают полиэтилен в этиленгликоль.

maxresdefault.jpg

«Личинки не просто пожирают пластик, не изменяя его химический состав. Полимерные цепи в полиэтиленовом пластике фактически разрушены восковыми червями, – заявляет Бомбелли. – Гусеница производит нечто, что разрушает химические связи, возможно, благодаря секретам ее слюнных желез или симбиотических бактерий в кишечнике. Следующим шагом для нас будет попытка определить молекулярные процессы этой реакции и посмотреть, сможем ли мы выделить и изолировать нужный нам фермент».

По мере раскрытия тайн личинок восковой моли ученые надеются использовать формулу выделенного фермента для разработки биотехнологического решения по его производству в промышленном масштабе.

«Мы планируем адаптировать это открытие для создания реалистичного способа избавления от пластиковых отходов – очистки от них наших океанов, рек и всей окружающей среды», – также заявила невольная первооткрывательница новых гастрономических пристрастий моли Федерика Берточини.

r0_280_5472_3369_w1200_h678_fmax.jpg