Венгерские ученые спасали русского осетра от вымирания и якобы случайно создали «рыбу Франкенштейна»

Опубликовано: 22 Июля 2020 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан
Кадр из фильма «Виктор Франкенштейн»

Группа ученых из Венгрии, вознамерившись спасти от вымирания вид рыб, славящийся самой ценной красной икрой в мире – русского осетра, случайным, якобы, образом произвела на свет неожиданный гибрид, который CNN в шутку назвала «рыбой Франкенштейна» (Frankenfish). Новый вид получился в результате незапланированного скрещивания того самого осетра с американским веслоносом.

Биологи планировали научить осетров размножаться без половых контактов с представителями своего вида, но что-то пошло не так. Веслоносов, которые являются представителями осетрообразных, то есть, родственниками, привлекли как доноров спермы для размножения методом гиногенеза. Предполагалось, что если взять сперму веслоносов и оплодотворять ею осетров через гиногенез, то удастся получить чистое осетровое потомство.

Несмотря на принадлежность к одному отряду оба вида имеют совершенно разные привычки питания, предпочтения по местам обитания, физические характеристики и живут на разных континентах. Ученые полагали, что «виды не должны были гибридизоваться», однако в их планы вмешалась Матушка Природа, и создала-таки гибрид. Новый вид официально назвали Sturddlefish, и 22 июля у него уже появилась страничка в «Вики».

Если бы не венгерские ученые, осетру и веслоносу не суждено было встретиться никак, разве что в тарелке рыбных ассорти, не говоря уже о том, что будет создан вполне жизнеспособный новый вид, и даже... не один. В результате гибридизации появилось два новых вида осетровых. Один на треть как веслонос и на две трети как осетр, другой – пятая часть веслоноса и четыре пятых осетра. Через месяц после вылупления из икринок выжили 62% рыб первого вида и 74% второго. Внешне оба гибрида походят на осетра: ребристая спина, короткий нос, правда, у одного нос чутка длиннее, чем у благородного прародителя.

333.jpg До сих пор остаются открытыми вопросы: как и почему? – рассказывает ведущий автор случайной гибридизации, исследователь Научно-исследовательского института рыбного хозяйства и аквакультуры Национального центра сельскохозяйственных исследований и инноваций Венгрии Йено Калди. – Вероятно, существует меньше различий между морфологией и генами осетра и генами других видов, включая, по-видимому, американских веслоносов. 12345.jpg

Примечательно, что случайная (предположительно) гибридизация ничуть не охладила пыл венгерских «франкенштейнов» и они просчитывают вероятности промышленного разведения. Заявляется, что коли 20% мирового производства икры дает не сам осетр, а его гибриды и родственники, то почему бы не использовать таким же образом нежданное пополнение в семействе? От слова к делу венгры пока не перешли, оба «нежданчика» пока обитают в закрытых емкостях исследовательского центра, и ученые заверяют, что шансов самостоятельно вырваться на свободу у гибридов нет.