Яйцеклетка женщины самостоятельно выбирает сперму-победителя

Опубликовано: 14 Июня 2020 Автор: Подготовил Андрей ДУДНИК | Нур-Султан
Яйцеклетка женщины самостоятельно выбирает сперму-победителя

Млекопитающие, в том числе и люди, запрограммированы природой на продолжение своего рода, и в ходе процессов подготовки к размножению срабатывают отборочные механизмы, призванные дать будущему потомству наилучшие шансы на выживание: физическую силу, выносливость, иммунитет. Как пишет CNN, ученым удалось выявить еще один хитрый секрет, способствующий зарождению более успешного человеческого потомства.

С начала времен самка инстинктивно останавливала выбор на самом перспективном: сильном, способном прокормить и защитить, и пусть в современных условиях эти требования трансформировались и видоизменились, они по-прежнему играют определяющие роли. Выбор женщиной партнера для продолжения рода остается испытанием, в котором отсеиваются неподходящие: слабые, больные, недостаточно настойчивые.

Помимо предварительного отбора, сама женская репродуктивная система также является проверкой, полосой препятствий. Выделяемые при овуляции гормоны во многом определяют женский выбор, опережая действия разума и чувств, и в итоге соревнование заканчивается на особях с потенциально перспективными генами, способными дать потомству выживание и продвижение по эволюционной лестнице.

Но на этом соревнование не заканчивается. Согласно данным нового научного исследования, женские предпочтения в выборе партнера для создания потомства сохраняются и проявляются даже после секса – в процессе путешествия спермотазоидов к оплодотворению. Судя по всему, окончательное решение о том, чья сперма станет счастливым победителем, принимает яйцеклетка, и она не всегда «соглашается» с женским выбором партнера.

Такие результаты получены опытным путем. Исследователи из Великобритании сосредоточились на экспериментах с образцами фолликулярной жидкости и спермы, оставшихся в банках биологических материалов от 16 пар, проходивших вспомогательное репродуктивное лечение в больнице Святой Марии в Манчестере. Ученые «тасовали» сперму и фолликулярную жидкость, наблюдая ход процесса.

Выяснилось, что если яйцеклетка посчитает, что сперма какого-то самца достойна оплодотворения, то шансы зарождения новой жизни повышаются на 18-40%. Для того, чтобы чудо произошло, фолликулярная жидкость начинает «указывать» дорогу заинтересовавшим яйцеклетку спермотазоидам путем выделения специальных химических веществ. Сперма, как выяснилось, имеет рецепторы запахов в своих головках, и, «унюхав» обещающий запах, спермотазоиды прибавляют скорость.

Человеческие яйцеклетки выделяют химические вещества, называемые хемоаттрактантами, которые оставляют своего рода химический след, который сперма использует для поиска неоплодотворенных яиц, – поясняет автор исследования, доцент кафедры зоологии Стокгольмского университета Джон Фитцпатрик. – До этого мы не знали, что хемоаттрактанты реагируют по-разному на сперму разных мужчин, фактически выбирая, какая сперма станет победителем. 101.jpg Идея о том, что сами яйцеклетки выбирают сперматозоиды, действительно нова, – подчеркивает старший автор проекта, научный руководитель отделения репродуктивной медицины в больнице Святой Марии в Великобритании Дэниел Брисон. – Исследования по взаимодействию яйцеклеток и сперматозоидов улучшат методы лечения бесплодия и могут в, конечном итоге, помочь нам понять некоторые из необъяснимых в настоящее время причин бесплодия.

По данным Джона Фитцпатрика, примерно треть всех случаев клинического бесплодия имеют необъяснимые причины.