Актюбинец Бисен Бекетов был среди советских солдат, первыми вошедших в Афганистан. Там у каждого воина-интернационалиста была своя задача. Кто-то стрелял, а кто-то сам все время находился под прицелом…
Свои первые дни службы в армии Бисен Бекетов помнит, как будто это было вчера. Июль 1979 года. В военкомате объявили спецнабор и отправили призывников в киргизский Ош. Бисен попал в автороту. Полгода службы пролетели незаметно и без особых сложностей: никаких нарядов, каждый день концерты и ощущение праздника.
Однако перед Новым годом, 24 декабря, его машину загрузили боеприпасами и отправили в сторону Афганистана. Маршрут был следующим: Ош – Хорог – Ишкашим – Файзабад. Позже этот путь назовут Памирским маршем и будут вспоминать как один из самых сложных эпизодов во время ввода войск в Афганистан. 11 горных перевалов, общая протяженность маршрута – около 1 100 километров. Памирская дорога и летом-то считается условно проходимой, а зимой это и вовсе верный путь к смерти. Гололед, метель, мороз и очень узкие проходы. Но в роте Бисена чудом обошлись без потерь.
Первые советские солдаты в Афгане обустраивали свой быт самостоятельно. Жили в палатках, строили бани, довольствовались едой, которую им выдавали. Выходные между поездками в Термез за продовольствием и боеприпасами длились три дня. Два дня водители занимались подготовкой машин к следующему рейсу, а один день просто отсыпались.
Новый год солдат Бекетов встречал в Кундузе. О теплой и уютной обстановке ребятам и не мечталось, но совсем обойти стороной главный праздник тоже не хотелось. Из лакомств на столе у солдат были лишь тушенка и сладости, купленные в Союзе. Елки, само собой, не было. Накрыли стол, поздравили друг друга и легли спать. Утром их ждал очередной рейс.
С особым трепетом ветеран вспоминает, как вечерами его сослуживец по прозвищу Цыган играл на гитаре, разбавляя досуг парней живой музыкой. Потом они вскладчину приобрели в Термезе магнитофон «Романтик».
Самым сложным и страшным днем его службы в Афганистане стало 24 марта 1981 года. Всего за три дня до того, как был подписан приказ о демобилизации Бисена, ротный отправил его в рейс, уверяя, что эта поездка будет последней. И она действительно чуть не стала таковой. Как будто предчувствуя что-то неладное, Бисен сильно переживал перед отправкой.
Колонны с продовольствием и боеприпасами часто обстреливали душманы. Так случилось и в тот день. 10 машин, груженных продуктами, возвращались из Союза в Кундуз. Сопровождения ждать не стали. На предупреждение ехавших навстречу на БТР десантников о том, что их обстреляли, никак не отреагировали: всем хотелось поскорее закончить рейс.
Ожесточенная схватка продолжалась около трех часов. Потом подоспела подмога. Бисен успел спасти своего боевого товарища и получил ранение в ногу.
Спустя много лет сослуживцы встретились на торжественном мероприятии в Петропавловске и вспомнили этот бой поминутно, а младший товарищ не раз со слезами на глазах благодарил Бисена за спасение.
В советское время о войне в Афганистане не принято было говорить. Солдатские письма домой тщательно проверялись старшими по званию.
Сам Бисен предпочел родителей не расстраивать и в подробностях о своей службе не писал. Даже по возвращении домой никому не рассказывал, в каком аду ему довелось побывать, на вопросы отвечал уклончиво. Однако после получения награды рассказать о том, что творилось в Афганистане, все-таки пришлось.
А было так: через пару месяцев после демобилизации его снова вызвали в военкомат. Парень ненароком подумал, что его опять отправят в Афган на сверхсрочную службу. Но Бекетову сообщили, что за заслуги перед Отечеством его наградили орденом Красной Звезды.
Служба в Афганистане подарила Бисену профессию, которую он не променяет ни на одну другую, хотя предложений поступало много. Сейчас актюбинец работает водителем в Доме ребенка.