просмотров 2237

Он ранил в кровь свою босую душу

Опубликовано: 05 Марта 2018 Автор: Эрик АУБАКИРОВ | Алматы
Он ранил в кровь свою босую душу
Памятник Курмангазы в Алматы / wikimedia.org

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого композитора, основоположника казахской музыкальной культуры Курмангазы Сагырбайулы.

Великий Курмангазы родился в Букеевской Орде (ныне Жангалинский район Западно-Казахстанской области). Незаурядные музыкальные задатки он унаследовал от своей матери Алки, в роду которой были знаменитые акыны, певцы и кюйши. Его отец Сагырбай не одобрял музыкальные увлечения своего сына. Он часто твердил ему: «Музыканту сопутствуют бедность и страдания». Действительно, всю свою долгую жизнь Курмангазы страдал от безденежья, преследований, клеветы и зависти. Но его душа поэта и гражданина кровоточила за простой люд, за справедливость, за Родину, за свой народ.

В детстве маленький Курмангазы батрачил пастухом у богатого бая. Единственной отрадой мальчишки была домбра, которую он брал с собой на пастбище. Однажды в его аул приехал знаменитый домбрист Узак. Встреча с ним стала для Курмангазы поистине знаковой и определила его будущее. Узак согласился дать ему несколько уроков музыкального мастерства.

В 18 лет Курмангазы покинул родной аул. Он стал разъезжать по Великой степи и учиться у таких известных домбристов, как Байжума, Баламайсан, Байбакты, Сокыр Есжан и Шеркеше. Постепенно ученик превзошел своих учителей и стал самым великим казахским музыкантом.

Курмангазы «ходил пятками по лезвию ножа и ранил в кровь свою босую душу». Он не был участником восстания Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, но его кюи «Жалын», «Кішкентай» и «Көбік шашкан» вдохновляли повстанцев. Поэтому Курмангазы как идейного вдохновителя восстания заключили в тюрьму. Он бежал, его поймали и сослали в Сибирь. Курмангазы снова совершил побег, его опять поймали и посадили в Оренбургский острог. Предание гласит, что Курмангазы освободил генерал-губернатор Перовский, которому очень нравилась его музыка.

И снова Курмангазы ездит по степи, а его домбра звенит так пронзительно, что бедняки плачут, а баи бледнеют. Он – автор более 60 кюев, которые отражают его противоречивую судьбу, полную невзгод и страданий. А вершиной творчества Курмангазы стал кюй «Сары-Арка» – шедевр степной музыкальной культуры.

Свои последние годы Курмангазы провел на берегу Каспия, в Астраханской области. Его окружали ученики Мамен, Кокбала, Ергали Ещанов и Дина Нурпеисова, ставшие впоследствии знаменитыми домбристами. Умер Курмангазы в 1896 году, он похоронен в селе Алтынжар (ныне Володарский район Астраханской области).

Дирижер Жанас Бекентуров вспоминал: «Однажды наш оркестр был в Австрии. Зрители не воспринимали нас, пока мы не стали исполнять кюй Курмангазы «Сары-Арка». Весь зал встал и устроил нам овацию!».

А что еще нужно композитору…