19 июня первому актюбинскому космонавту Виктору Пацаеву исполнилось бы 85 лет. Гибель экипажа «Союз-11» – самая большая трагедия советской космонавтики.
О том, что 6 июня 1971 года он полетит в космос, актюбинец Виктор Пацаев узнал накануне старта. На орбиту должен был отправиться экипаж Алексея Леонова. Внезапно за два дня до взлета врачи обнаружили у Валерия Кубасова затемнение в легких и сняли весь экипаж. В «Союз-11», рассчитанный на двух космонавтов в скафандрах, впихнули троих в тренировочных костюмах.
6 июня экипаж «янтарей» (такие позывные взяли себе космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев) взлетел с «Байконура». Пацаева, по большому счету, вообще не должно было быть на орбите – у него было хроническое заболевание почек. Но Виктору Ивановичу удалось убедить врачей, что это временный недуг.

Всю научную аппаратуру доставил на орбитальную станцию и распаковал именно Пацаев. Виктор Иванович делал спектральный анализ Земли, наблюдал образование облаков и пожаров, созревание урожая, зарождение циклонов и торнадо, движение ледников… 19 июня он отметил прямо на орбите свое 38-летие. А 22 июня, в день 30-летия начала Великой Отечественной, космонавты обратились с посланием о мире к ветеранам. Виктор Пацаев вспомнил погибшего на фронте отца, а одесский подпольщик Георгий Добровольский, приговоренный фашистами к 25 годам каторжных работ, – побег из тюрьмы и освобождение родного города.
30 июня спускаемый аппарат направился к Земле. Приземлился он в 200 километрах от Джезказгана. Когда военные, встревоженные внезапной пропажей связи с экипажем, открыли люк, то увидели, что все трое космонавтов были мертвы. Причиной гибели космонавтов стал воздушный клапан, рассыпавшийся при отстреле бытового отсека.
