Когда мы, абитуриенты актюбинского педагогического института, впервые его увидели, ему было уже за 70. Неказистый (уж простите) с виду старичок со слуховым аппаратом шаркающей походкой ходил по коридорам вуза. Это был доктор исторических наук, профессор Серафим Семенович Ивашкин. Человек, потерявший семью, вернувшийся после ранения с того света и основавший в Актюбинске исторический факультет.
Курсе так на третьем он читал у нас лекции по довоенному периоду истории СССР. Мы тогда были молоды, романтичны. Как же – перестройка на дворе! А Ивашкин был преподавателем старой школы. И лекции читал так, как было положено до него десятилетиями. Профессор рассказывал о полных героизма советских людей трудовых пятилетках, индустриализации и коллективизации под руководством партии и Сталина. Мы, начитавшиеся статей в «Комсомолке» и «Огоньке», были совсем другого мнения о недавнем прошлом нашей страны, и многие ходили на его лекции лишь потому, что Ивашкин отмечал посещаемость, и при этом экзамен по истории СССР в ту сессию профессор принимал сам.
А потом… Потом один из нас, позже заслуженно снискавший славу городского сутяги, подающего иски в суд на кого угодно по поводу и без, накатал жалобу на профессора Ивашкина в Министерство образования (быть может, оно тогда называлось еще Министерством просвещения). Из Алма-Аты приехал усатый дядечка в кожаном пиджаке и в аудитории нашего курса в присутствии факультетского начальства устроили разбор полетов. И никто из нас, никто из тех, кто прогуливал лекции Серафима Семеновича или посмеивался над ним, считая замшелым ретроградом, не сказал об Ивашкине плохого слова!
Нередко студенты просили Ивашкина на лекциях рассказать о войне – знали, что он воевал, дослужился до майора, был ранен. Ивашкин поддавался на уговоры, что-то незначительное нехотя рассказывал…
Правда профессора Ивашкина о его войне, которую мы узнали позже, оказалась намного суровее и страшнее его рассказов.
Серафим Ивашкин, по национальности мордвин-мокша, родился в июле 1918 года в многодетной крестьянской семье. До 11 лет будущий профессор не умел читать. Поступив в школу в 1929 году, он в ней не доучился и подался работать шахтером на Артемовские рудники Дальнего Востока. А вернувшись домой в 21 год, он не только получил аттестат, но и экстерном окончил рабфак при Мордовском государственном пединституте. И стал преподавать в сельской семилетке. Однако уже осенью 1939-го учителя Ивашкина призвали в Красную армию. В сентябре 1941-го лейтенант Ивашкин отправился на фронт, под Ленинград.
Всего за войну Серафим Ивашкин был ранен шесть раз. Но второе ранение могло оказаться последним, если бы пуля, попавшая в грудь, прошла на несколько сантиметров ниже...

Представление о награждении Ивашкина орденом утвердили, но получил он его только после войны.
В госпитале в Свердловске он познакомился с юной Ниной Вороновой и влюбился. После выздоровления Ивашкина отправили на Белорусский фронт, а Нина вскоре родила сына. Отец с сыном так никогда и не увиделись. Дело в том, что Нина вскоре сама ушла на фронт, оставив ребенка дяде с тетей, а вернувшись в начале 1946 года с другим мужем и вторым ребенком, сразу уехала из Свердловска. Первого сына, Николая, она оставила приемным родителям, адреса которых Ивашкин не знал.
Спустя годы Николай нашел архивные документы о военной службе отца, восстановил его жизненный путь. Но случилось это, когда профессора Ивашкина уже не было в живых.
После этого ранения капитана Ивашкина посчитали мертвым и положили в палатку с убитыми. Утром похоронная команда с удивлением обнаружила у него признаки жизни. Его практически вернули с того света, подлечили, и он вернулся в строй. В сентябре 1943-го офицер был награжден вторым орденом Красной Звезды.
Войну майор Ивашкин закончил во Франкфурте-на-Майне.
После демобилизации Серафим Семенович вернулся в Мордовию, окончил областную партийную школу и исторический факультет Мордовского государственного педагогического института. В 1947-м женился на Анне Симаковой. У пары родились дети: Любовь, Владимир и Николай.
С 1949 по 1958 год Серафим Ивашкин возглавлял Центральный государственный архив Мордовской АССР и параллельно обучался в аспирантуре в Москве. В 1956-м он защитил кандидатскую диссертацию в Московском государственном историко-архивном институте. В 1979-м Серафиму Семеновичу Ивашкину была присуждена ученая степень доктора исторических наук, а на следующий год – ученое звание профессора.
В 1986 году в Актюбинском педагогическом институте открыли исторический факультет. Научных кадров остро не хватало, и из Мордовии пригласили Ивашкина.
…Человека, которому актюбинский исторический факультет обязан самим фактом своего существования, не стало 12 января 1994 года.