просмотров 578

Роза Тажибаева – за сто секунд до взлета

Опубликовано: 08 Июля 2020 Автор: Ильяс ОМАРОВ | Алматы
Роза Тажибаева – за сто секунд до взлета
Роза Тажибаева

В эти дни исполнилось 40 лет, как в алматинском аэропорту произошла самая крупная на территории Казахстана авиакатастрофа. В ночь с 7 на 8 июля на восточной окраине города потерпел крушение при взлете авиалайнер Ту-154 Б-2 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс SU–4255 по маршруту Алма-Ата – Ростов на Дону – Севастополь. Через 1 минуту и 40 секунд после вылета, самолет рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 166 человек, включая 10 членов экипажа, еще девять человек на земле получили ранения различной тяжести.

Самолет взлетал ночью из горного аэропорта (высота около 700 метров над уровнем моря) при взлетном весе в 97 тонн, близком к максимальному. По свидетельству очевидцев, во время взлета самолета наблюдалось значительное усиление ветра на его пути, которое совпало с началом уборки механизации крыла.

По официальной версии, катастрофа произошла из-за внезапно появившегося атмосферного возмущения, вызвавшего мощный нисходящий поток (до 14 м/с) и сильный попутный ветер (до 20 м/с) при взлете, в момент уборки механизации, при высоком взлетном весе, в условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха. Сочетание этих факторов при низкой высоте полета и при внезапно возникшем боковом крене, исправление которого кратковременно отвлекло экипаж, предопределило фатальный исход.

1.5060.jizjfu25dt0.jpg

Об этой трагедии, как и о других авиакатастрофах, происшедших на необъятных просторах советской страны, не распространялись газеты. Скорее, наоборот, по привычному сценарию делалось все, чтобы избежать огласки.  

Авиакатастрофа послужила большим уроком для гражданской авиации. Впоследствии на приборной панели всех самолетов появился датчик, показывающий реальное значение обтекания крыла воздухом. Также была изменена высота уборки закрылков, которая на Ту-154 проводилась в два этапа.

1.5060.image102987.jpg

Среди тех 156 пассажиров на борту, чья жизнь трагически оборвалась в ту ночь, была молодая и обаятельная женщина, целеустремленный ученый, 36-летняя Роза Тажибаева (в девичестве Казкенова). 

Получив редкое образование врача-эпидемиолога после окончания Санитарно-гигиенического факультета Карагандинского медицинского института, она за четыре года до этой трагедии успешно защитила диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук. А после получила высокое назначение, возглавив отдел инфекционных заболеваний в алматинском Институте эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний имени Луи Пастера Министерства здравоохранения КазССР. Впереди вырисовывались широкие перспективы...

IMG-20200708-WA0011.jpg

Однако внезапно предложенная кем-то «горящая» путевка, которая тогда казалось спасительной от невыносимой алматинской жары (столбик термометра в тот день остановился на отметке +44), перечеркнула все ее жизненные планы и оставив нам только память.

По словам ее дочери Жанны Тажибаевой, которая в настоящее время проживает в США, Роза Майлыбаевна частенько выезжала в закрытые командировки, работала в очагах поражений – в районы, где случались вспышки инфекционных болезней, в том числе оспы и холеры. Хотя в официальных источниках эта информация отсутствовала.

1.5060.image102981.jpg

Сегодня только остается догадываться, скольких бы учеников в своей, так нужной сейчас для Казахстана отрасли, воспитала бы Роза Тажибаева. И чтобы она сейчас порекомендовала бы в сложившейся текущей ситуации нам всем, не только в Казахстане, пытающимся пережить пандемию короновируса?

Мы будем помнить. Светлая память!

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале