Журналистам, операторам и фотографам, работавшим в осажденном Ленинграде, посвящена выставка, открывшаяся на киностудии «Ленфильм»

Опубликовано: 01 Февраля 2019 Автор: Ирина ГАЛУШКО | Санкт-Петербург
Журналистам, операторам и фотографам, работавшим в осажденном Ленинграде, посвящена выставка, открывшаяся на киностудии «Ленфильм»
©ЭК/Ирина ГАЛУШКО
просмотров 1295

Людям, сохранившим для потомков историю блокадного Ленинграда, посвящена выставка «Летописцы подвига: кино и журналистика в осажденном городе», открывшаяся на киностудии «Ленфильм» в Санкт-Петербурге.

872-дневная блокада стала самым тяжелым испытанием в истории города на Неве. За три с половиной года осады погибли около полутора миллиона человек – жителей города и бойцов, защищавших Ленинград. Город остался без продовольствия, тепла и электричества. Не работал общественный транспорт, водопровод и инженерные коммуникации. Но даже в таких тяжелейших условиях Ленинград ни одного дня не находился в блокаде информационной. Ежедневно в городе выходили газеты, работало радио, кинохроникеры снимали на пленку реалии жизни и борьбы ленинградцев. Жители и защитники осажденного города знали, что происходит в стране и мире. А страна знала, как героически сражается Ленинград.

Благодаря военным фотографам, операторам и журналистам об истории блокадного Ленинграда знают и те, кто родился после окончания Великой Отечественной войны. Будут о ней помнить и потомки. О людях, запечатлевших бесценные кадры фото- и кинохроники, решили рассказать на «Ленфильме», посвятив им масштабную экспозицию. Одно из центральных мест в ней занимает воссозданная в деталях комната, в которой работали журналисты в годы блокады: фоторепортер «Комсомолки» Борис Кудояров и корреспондент газеты Ростислав Июльский. Оба пережили блокаду, бывали на полуострове Ханко и Ладоге, Балтийском флоте, Ленинградском и Волховском фронтах. Результатами их трудов стали публикации в газете, выходившие несколько раз в месяц, и три тысячи уникальных снимков.

DSC02408.JPG Мы постарались воссоздать возможные условия быта этих журналистов, – рассказывает куратор выставки, пресс-секретарь киностудии «Ленфильм» Артемий Аграфенин. – В небольшой комнатке располагается стол корреспондента, где он пишет свои статьи на печатной машинке 1930-х годов. Рядом находится проявочная фотокора. Главный источник тепла – печка-буржуйка, труба которой уходит в обклеенное «крестами» окно. Здесь они не только работают, но и живут, готовят еду. Рядом со столом корреспондента располагаются семейные фотографии Кудоярова и Июльского, которые всю блокаду работали в отрыве от семей. Мы также постарались воссоздать блокадную комнату в квартире известного кинооператора Евгения Шапиро. Помимо мебели и предметов быта в экспозиции детские игрушки, принадлежавшие дочери кинематографиста. Она рассказывала, что в блокадное время к ним в гости приходила Янина Жеймо с сыном. И пока взрослые пили воду и, пересматривая фотоальбомы, вспоминали хорошие времена, дети играли. Сын Жеймо даже пытался предложить девочке руку и сердце, но дочь Шапиро отвечала, что он еще слишком мал. DSC02411.JPG

Другие экспонаты связаны с именами легендарных кинематографистов – дошедшего до Берлина Яна Фрида, Евгения Шапиро, Николая Лебедева, Евгения Червякова, Михаила Ершова, актрисой Яниной Жеймо. Выставка также рассказывает о поэте, участнике обороны полуострова Ханко и прорыва Ленинграда Михаиле Дудине; писателе, участнике войны Данииле Гранине; контрразведчике, участнике боев на Невском пятачке Борисе Пидемском; альпинисте, участнике маскировки доминант Ленинграда Михаиле Боброве.

Кинематограф – самое эффективное средство передачи культурных ценностей и эмоций будущим поколениям, – считает генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин. – Кинохроника и фоторепортаж доносят в будущее то, что происходило на самом деле. Таким образом, зрители, хотя бы отчасти, смогут пережить и почувствовать то, что переживали и чувствовали наши отцы и деды. Свой долг памяти мы отдаем не только посредством выставок и постоянно действующего военного музея киностудии «Ленфильм», но и создавая новые картины, в которых рассказываем о том, как Ленинград и его жители пережили страшные годы войны и блокады. Это наш долг памяти и социальная ответственность перед людьми, на долю которых выпали эти тяжелейшие испытания. 4.JPG

Одной из последних на киностудии была создана военная драма «Три дня до весны», главную роль в которой исполнила уроженка Казахстана Елена Лотова. Это первая часть трилогии, посвященная теме войны и блокады. С 90-х годов «Ленфильм» не снимал картин на эту тему. Фильм «Три дня до весны» – это подарок киностудии всем ветеранам. В картине, созданной в лучших традициях ленинградской школы кино, рассказывается о событиях суровой зимы 1942 года, о защитниках города, которые каждый день совершали подвиг.

Наши корреспонденты работали здесь в блокаду, и мы спустя 75 лет должны быть достойны памяти, – уверен генеральный директор «Комсомольской правды» в Санкт-Петербурге Иван Власов. – Задумывая выставку с «Ленфильмом», мы придумали рабочее название – «Хранители памяти». Действительно, и операторы, и фоторепортеры, и журналисты помогают обществу сохранить память о тех годах. На выставке представлены предметы, связанные с работой и бытом журналистов, фотографов, операторов. Но самое главное здесь – истории людей, которые помогли сохранить эту память.

– Хранители памяти – это о них, об этих героических людях, – поделился впечатлениями почетный гость выставки, народный артист России Иван Краско. – Они все фиксировали, запечатлевали. И каждый такой момент имеет свою историческую ценность. Сейчас много говорят о блокаде и ее неизвестных сторонах. Не нужно бояться их открывать. История – наука об истине. И знать правду важнее всего.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале