18+
  • USD 385.7
  • EUR 427.5
  • RUB 5.87

Дипломат о «бархатной революции» в Армении: прошлогодние протесты могли привести к гражданской войне

Опубликовано: 25 Апреля 2019 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
Дипломат о «бархатной революции» в Армении: прошлогодние протесты могли привести к гражданской войне
shabat.am
просмотров 3280

Процессы транзита власти на постсоветском пространстве происходят по-разному – не всегда спокойно и эволюционно. Год назад внимание всего мира приковали к себе события в Армении, в результате которых в стране сменилась власть. В чем были причины тех драматических событий, балансировавших на грани кровопролития, и что получила республика в итоге? На вопросы «ЭК» отвечает известный политолог и дипломат Арман Меликян – первый посол Армении в Казахстане в 1993–1996 годах.

– Ретроспективно легче оценить события апреля 2018 года. В чем были их причины? В Казахстане они вызвали немалое удивление, поскольку политическая ситуация в Армении представлялась вполне стабильной.

– Может быть, стороннему наблюдателю действительно могло казаться, что внутриполитическая ситуация в Армении вполне благополучна, а действующая власть эффективно контролирует и направляет текущие процессы. На самом деле эта кажущаяся стабильность, по сути, являлась внешним выражением глубокого политико-экономического застоя. В обществе углублялись апатия и ощущение безнадежности. Вспышка боевых действий в Арцахе – Нагорно-Карабахской Республике – в апреле 2016 года показала: даже в вопросе обеспечения взаимодействия между Вооруженными силами Армении и Армией обороны Арцаха есть множество нерешенных проблем. И это показало существенное негативное влияние коррупционной составляющей в армейской жизни. Тогда только с армянской стороны в оборонительных боях погибли свыше 100 человек, потери же азербайджанской стороны оцениваются от 500 до 2 тысяч военнослужащих.

Азербайджанской армии тогда удалось закрепиться на двух небольших пятачках, захваченных в ходе четырехдневных боев. Скорее всего, закат власти Сержа Саргсяна начался именно с этого эпизода, который наложился на общую негативную атмосферу, порожденную действиями коррумпированной системы государственного управления, чиновничьим произволом, экономическим беспределом срастившихся с властью местных олигархов и отсутствием независимого правосудия. Все эти факторы способствовали массовой эмиграции граждан из страны – ежегодно несколько десятков тысяч людей навсегда покидали Армению.

– Какова сейчас миграционная динамика в стране?

– В период правления Сержа Саргсяна из Армении эмигрировали в среднем 30–35 тысяч человек в год. Точными цифрами по динамике миграции после прошлогодней смены власти в стране я не располагаю, однако, насколько мне известно, непосредственно после отставки Саргсяна темпы эмиграции значительно снизились, и даже наметилась тенденция на репатриацию ранее выехавших из республики семей. Сохраняется ли эта тенденция на данный момент, не знаю.

Точку в процессе своего политического самоуничтожения Серж Саргсян поставил, когда решил, вопреки ранее публично данному народу обещанию, занять пост главы правительства Армении. А премьер после внесения изменений в Конституцию получал всю полноту исполнительной власти и контроль над парламентом. По сути, он сам же и создал ситуацию, когда было бы достаточно даже малой искры, чтобы народ взбунтовался. И эта искра появилась в лице Никола Пашиняна и его поначалу немногочисленных сторонников, которые первыми вышли на улицы и возглавили общенародное протестное движение, в которое влились десятки, если не сотни тысяч людей.

На фоне массовых протестов Серж Саргсян подал в отставку. Так что то, что из Казахстана виделось как стабильность, на самом деле было политико-экономической и морально-психологической стагнацией. А она в условиях появления дополнительных негативных военно-политических факторов в какой-то момент привела к обрушению всей действующей властной конструкции в Армении.

2.jpg

– Прежняя власть была не популярна, но уступать не собиралась. Как в такой ситуации удалось избежать кровопролития? С другой стороны, до сих пор не было широких преследований политиков, связанных с прежней властью. Это результат консенсуса элит по данному вопросу?

– Есть несколько версий, однако ни одна из них, на мой взгляд, не дает исчерпывающего ответа на первый вопрос. Накануне своей отставки во время личной встречи с Пашиняном Саргсян в присутствии журналистов напрямую пригрозил применением силы в отношении демонстрантов. И ни у кого не было сомнений в том, что он может пойти на такое. Вдруг уже на следующий день неожиданный поворот – отставка без каких-либо внятных объяснений мотивов такого решения. Мне кажется, что решение Саргсяна, уроженца Арцаха (Карабаха), было в большей степени продиктовано вполне обоснованным опасением того, что применение силы на улицах Еревана практически немедленно могло привести к противостоянию не только на уровне власть – уличная оппозиция, но и к общенациональному расколу по линии Республика Армения – Республика Арцах. А в итоге – даже к гражданской войне. Но, конечно, это моя собственная оценка, и исключать право на жизнь других версий я не берусь.

Что касается реальных или воображаемых преследований новой властью сторонников Сержа Саргсяна, то здесь существует ряд тонкостей. У ранее правившей Республиканской партии Армении, которую Саргсян возглавляет до сих пор, было как бы три лица – одно напоказ и два в тени. Лицо напоказ составляли довольно хорошо подготовленные, имеющие практический опыт управления политики и чиновники, на которых была возложена миссия публично представлять действующую власть внутри страны и за рубежом. Остальные два лица составляли обслуживающие близкий круг Сержа Саргсяна бизнесмены-олигархи и нередко связанные с криминальным миром лица, имеющие боевое прошлое и заслуги, порой контактирующие с различными силовыми структурами.

До сих пор не было случая, чтобы у правоохранительных органов возникали бы вопросы к людям, принадлежащим к первой категории. А вот к остальным двум вопросы есть. Судя по всему, новая власть будет стремиться разобраться с ними на основе применения некоего общего принципа отбора, во главе которого лежит требование вернуть в казну все, что они теми или иными способами незаконно присвоили. В настоящее время готовится законопроект о внесудебных решениях по конфискации средств и имущества, законность происхождения которых владельцы не смогут доказать. Уже появилась информация о том, что на «добровольные» пожертвования некоторых олигархов приобретается современное вооружение и амуниция для армии. Стало известно также, что бывший глава таможенной службы Армении подарил государству свой шикарный отель «Голден Палас», расположенный на территории самого популярного в Армении курорта Цахкадзор. Список этот можно продолжить.

Вместе с тем весь процесс отъема имущества и денежных средств у нуворишей нельзя назвать прозрачным и открытым для общественности. А это вызывает вопросы насчет того, как именно определяется, сколько всего должен вернуть государству тот или иной человек и как эти средства должны быть оприходованы, а затем использованы официальными госструктурами. Любая неопределенность и туман в этом вопросе могут со временем стать серьезным фактором, способным подорвать доверие граждан к правительству Пашиняна.

– То, что произошло год назад, можно назвать революцией? Революция подразумевает коренную ломку предшествующей жизни. Есть ли это в Армении?

– Сам Никол Пашинян и его сторонники предпочитают называть происшедшее «бархатной революцией любви и достоинства» – и звучит красиво, и несет определенную смысловую нагрузку, способствующую героизации пришедшей к власти новой команды. Однако в силу того, что действие сработанной под персональные политические нужды Сержа Саргсяна Конституции не пресечено, а внеочередные парламентские выборы в Армении в декабре 2018 года проводил тот же состав ЦИК, который, по общему убеждению, бессовестнейшим образом фальсифицировал все предыдущие выборы, революционность смены власти выглядит неоднозначно.

– Какова позиция новой власти в отношении евразийского интеграционного проекта? Многие в Казахстане обратили внимание, что Пашинян не приехал на заседание Межправительственного совета ЕАЭС в Алматы.

– Никол Пашинян и его команда однозначно позитивно относятся к дальнейшему углублению сотрудничества в рамках как ЕАЭС, так и ОДКБ, о чем неоднократно делали публичные заявления на высшем уровне. То, что глава правительства Армении не участвовал в заседании Межправительственного совета ЕАЭС в Алматы, скорее всего, связано с определенным распределением обязанностей внутри правительства страны. Это распределение предполагает, что в каких-то случаях главу правительства Армении заменяет первый вице-премьер, поскольку круг обязанностей и полномочий самого премьер-министра в силу конституционных изменений значительно вырос и к нему перешел ряд функций, которые ранее выполнялись президентом страны.

– Что изменилось в экономической жизни Армении? Есть ли у новых властей программа экономических преобразований?

– Обнародована программа правительства, которая, на мой взгляд, невнятна и мало конкретна. Скорее, этот документ можно назвать декларацией о намерениях, поскольку в нем отсутствуют конкретные ориентиры, по которым можно было бы судить об эффективности планирования и экономической деятельности правительства. Да и само правительство окончательно еще не сформировано – пока что только вынесен на обсуждение в парламент проект закона о его новой структуре. Правда, дано обещание, что конкретика по вопросам экономического развития страны будет предоставлена общественности в течение ближайших месяцев. В качестве приоритетной объявлена сфера высоких технологий, где действительно есть очень хорошие перспективы развития и работают множество высококвалифицированных специалистов. В приоритете также обеспечение ускоренного развития предприятий военно-промышленного комплекса.

Что же касается изменений в жизни обычных граждан, то они пока незначительны – цены хоть и медленно, но растут, а уровень безработицы все еще весьма высок, что является значимым фактором, стимулирующим массовую рабочую миграцию населения. При этом многие представители среднего и крупного бизнеса позитивно оценивают происшедшие перемены, поскольку избавились от тяжелейшего гнета всевозможных денежных поборов, ранее незаконно налагавшихся на них различными чиновниками.

Для простых людей смена власти в Армении в прошлом году стала глотком свежего воздуха, давшего стимул для формирования оптимистического отношения к судьбе государства, к собственным перспективам в будущем. Граждане своим участием в протестном движении внесли личный вклад в формирование новой власти. Теперь ее обязанность искать и находить решения наболевших проблем – от мирного урегулирования арцахско-карабахского конфликта до обеспечения устойчивого экономического развития и роста.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале