Президент США Дональд Трамп не устает удивлять публику и мир своими заявлениями, но его недавние пассажи действительно произвели геополитический фурор. Как пишет The Atlantic со ссылкой на The Wall Street Journal: «На встречах, обедах и в беседах господин Трамп интересовался у консультантов, может ли США приобрести Гренландию».
С точки зрения здравого смысла, законности, истории идея Дональда Трампа наталкивается на несколько препятствий, и первая – это тот факт, что Гренландия не продается. Дания, которая насильственно колонизировала гигантский остров в XVIII веке, сегодня управляет страной как полуавтономией, поддерживает правительство субсидиями, в немалой степени контролирует импорт-экспорт и, самое главное, не слишком стремится расстаться со своим крупным арктическим активом.

Как пишет американский портал, отбросив в сторону сентиментальность, связанную с наследием викингов, историей и эпосами, именно Гренландия, как крупнейший в мире остров, делает небольшую Данию более геополитически важной, чем есть на самом деле, позволяя ей посещать собрания Арктического совета и некоторые прочие крупные межгосударственные мероприятия.
И, кстати, итоговое решение все равно не за Данией. С юридической и моральной точки зрения 56 тысяч жителей острова, большинство из которых являются этнически гренландскими инуитами, самостоятельно принимают решение о любом международном союзе, в который вступает их государство.

Естественно, что негласный, но ставший достоянием общественности интерес главы одной из крупнейших империй современности к приобретению столь мощного земельного актива не остался без внимания. В частности, офис министра иностранных дел Гренландии отписал в своем Твиттере, что страна «открыта для бизнеса, но не для продажи».
Но, предполагает издание, эти препятствия не непреодолимы, и Дания захочет расстаться с территорией при наличии верного пакета стимулов. И быть может сами гренландцы, чьи фьорды являются домом для белых медведей и морских орлов, тайно влюблены в гризли и североамериканских лысых орлов. Может быть однажды (и раньше, чем мы думаем) после прямого вливания огромной денежной суммы, моря скучной бумажной работой и очень холодной церемонии с флагом, эта сделка будет завершена.

Если это случится, президент Трамп запустит беспрецедентный эксперимент в истории американского федерализма, ибо, сделав Гренландию 51-м штатом, он навсегда присоединит к США одну из самых социалистических политсистем в мире.
Частной собственности на землю в Гренландии не существует: вся земля контролируется одной из пяти местных коммун. Гренландцы также не владеют землей и не платят за ее использование. В 2017 году овцевод на юге Гренландии рассказывал автору статьи, что, решив расширять пастбища, он просто сообщил об этом своей коммуне и она опубликовала знак, узаконивший это. Когда никто не опротестовывает заявок, можно просто идти и делать.

Кроме того, в отличие от скандально-известной системы здравоохранения США в Гренландии вся она национализирована. Медицинское обслуживание и отпускаемые по рецепту лекарства бесплатны. Система здравоохранения страны сравнительно эффективна: уровень детской смертности в Гренландии составляет 8,9 случаев на 1000 рождений. Это выше, чем в среднем по США, где показатель 5,8, и ниже, чем среди чернокожих американцев (11,4) и среди коренных жителей Аляски и американских индейцев (9,4).
Для сравнения, по данным Википедии в 2005-2010 годах в Казахстане этот показатель составлял 27 смертей на 1000 рождений, что в 2,5 раза хуже, чем в Гренландии, и в 4,6 раз хуже, чем в среднем по США. Ситуация начала меняться к лучшему после перехода страны на международные стандарты в 2008 году. И возможно, у нас стало чуть безопаснее рожать, однако теперь, как считают в UNICEF, «дети в Казахстане умирают из-за халатности и дефицита врачей».

Но вернемся к Трампу, социализму и Гренландии. Принципы общей собственности распространяются практически на все предприятия острова. Крупнейшая рыболовная компания страны принадлежит государству. Крупнейший ритейлер находится в государственной собственности. Единственный кожевенный завод является государственным. Air Greenland, флагманский перевозчик, совместно принадлежит Гренландии, Дании и SAS Group – частично частному конгломерату, в котором состоят также правительства Дании и Швеции.
Чтобы удерживать свой почти социалистический статус на плаву, Гренландия полагается на ежегодные субсидии датского парламента в размере 591 млн долларов США, или около 10 550 долларов на одного жителя. Эта сумма составляет значительную часть федерального бюджета Гренландии. И хотя она может показаться крупной, следует учесть, что Конгресс США ежегодно выделяет в среднем по 12 млрд долларов каждому правительству штата.

Таким образом, президенту Трампу придется поддерживать все эти программы, если он надеется добавить гренландскую звезду на флаг США. И если дело выгорит, что далеко не факт, Соединенные Штаты получат в федеральное управление территорию, на которой живут совершенно не так, как все американцы. Получат государство, в котором земельная собственность незаконна, где частная медицинская помощь запрещена, основные отрасли промышленности находятся в государственной собственности и большинство жителей Гренландии поддерживают социал-демократические партии.
Получится весьма интересный коктейль: социализм и США… Коммунистические идеологи СССР перевернулись бы в гробах и мавзолеях, хотя, если верить The Wall Street Journal, это вовсе не шутка, мир не сошел с ума, или же сошел, но уже так давно, окончательно и бесповоротно, что все безумное уже выглядит нормальным.