Центральная Азия – проблемы и решения. Часть первая

Опубликовано: 13 Декабря 2018 Автор: Подготовил Альтаир РАСУЛ | Алматы
Центральная Азия – проблемы и решения. Часть первая
ИА «Красная весна»
просмотров 4000

Руководитель аналитической группы «Центральная Евразия» (Узбекистан) Владимир Парамонов организовал виртуальную экспертную дискуссию по вопросам развития и взаимодействия стран региона. На его приглашение принять в ней участие откликнулись свыше 100 экспертов из Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана, прислав свои ответы на два заданных вопроса: «Какие основные проблемы на пути развития стран Центральной Азии и взаимоотношений между ними вы бы обозначили?» и «Как, на ваш взгляд, можно наиболее эффективно решать данные проблемы?». В рамках информационного партнерства «ЭК» публикует наиболее интересные, на взгляд редакции, мнения. 


Аита СУЛТАНАЛИЕВА (Кыргызстан), доцент Кыргызского национального университета им Ж. Баласагына:

Аита Султаналиева.jpg

Проблемы

Я особо выделила бы комплекс погранично-территориальных проблем и противоречий, наличие таможенных преград, в первую очередь в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции, углубляющийся разрыв научно-исследовательских связей, продолжающееся снижение интенсивности и качества обмена научной и образовательной информацией. Еще обозначила бы и главную экологическую проблему: разрушение природного парка флоры и фауны.

Пути решения

Прежде всего, на мой взгляд, следует формировать региональные информационные площадки и общее медийное поле, где происходили бы обсуждения, рассматривались проблемы и перспективы их решений. Более того, необходимо проводить встречи не только на высшем уровне – на уровне глав государств, но и сближать народы, в первую очередь молодежь. Например, это можно делать через организацию регулярных и масштабных межгосударственных мероприятий: фестивалей, форумов, слетов, олимпиад. Также следует больше и чаще организовывать молодежные летние лагеря и школы: ведь именно через контакты и знакомство со сверстниками будет происходить сближение, поиск и понимание общих целей и задач.


Косимшо ИСКАНДАРОВ (Таджикистан), доктор исторических наук:

Косимшо Искандаров.jpg

Проблемы

Существует целый ряд проблем на пути развития стран ЦА и взаимоотношений между ними. Это внутриполитические, социально-экономические проблемы, проблемы безопасности, а также проблемы, имеющие внешнеполитический характер.

Прежде всего, нужно отметить, что в регионе еще не завершился процесс утверждения идей национальной независимости, национально-исторической самобытности. Другими словами, каждая страна стремится искать свои корни в глубине веков, чтобы обеспечить устойчивость национальной государственности.

Нельзя сбросить со счетов и наличие проблем, исходящих из национально-территориального размежевания в регионе в 1924-м и последующие годы. В этих условиях у национальных элит стран региона всегда есть опасения, что более тесное сотрудничество и создание наднациональных региональных структур может ущемить их национальную независимость и самобытность.

Поэтому страны ЦА зачастую предпочитают налаживать политические, финансово-экономические и иные связи с крупными в политико-экономическом плане внерегиональными государствами: по сути, в ущерб более тесному внутрирегиональному сотрудничеству. Кроме того, в настоящее время страны ЦА маневрируют между глобальными игроками, используя соперничество между ними в своих интересах. Однако это требует умелого и осторожного подхода.

Как показывает опыт взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном, очень многое в двусторонних отношениях зависит от политической воли лидеров стран. С приходом к власти Шавката Мирзиёева в Узбекистане отношения между двумя странами изменились очень быстро.

Представляется, что прорыв в таджикско-узбекских отношениях снял многие проблемы не только между этими двумя государствами, но и между всеми странами региона. Политическая атмосфера стала более благоприятной для развития регионального сотрудничества. Теперь для развития отношений с Таджикистаном в той или иной сфере остальным странам региона нет необходимости оглядываться на Узбекистан.

Вместе с тем необходимо понимать, что проблема распределения и использования водно-энергетических ресурсов региона способна в будущем проявить себя. В частности, она может повлиять на сотрудничество между государствами региона. Поэтому для минимизации соответствующих угроз требуется разработки механизма решения этой проблемы.

Помимо этого, существует комплекс проблем, который одинаково важен для всех стран региона, – комплекс проблем безопасности, в том числе в связи с активизацией терроризма и ростом влияния исламского экстремизма. Казалось бы, что в подходах к решению этого комплекса проблем все страны региона должны быть едины – заинтересованы в более тесной координации и кооперации. Тем не менее в итоге каждая страна ЦА предпочитает решать проблемы своей безопасности преимущественно на двустороннем уровне, развивая связи с различными государствами как внутри самого региона, так и вне его.

Другая немаловажная проблема – это наличие территориальных споров между отдельными странами региона. В частности, в настоящее время эта проблема особо актуальна для отношений между Таджикистаном и Кыргызстаном. Если не удастся ее решить, то существует угроза того, что она может негативно повлиять не только на двусторонние отношения между этими странами, но на региональное сотрудничество в целом.

Пути решения

Во-первых, важно выработать некий формат для регулярных встреч лидеров стран ЦА по обсуждению вопросов, несущих потенциальную опасность интересам государств всего региона.

Во-вторых, следует обеспечить условия для регулярных встреч и постоянной коммуникации ведущих ученых и экспертов стран ЦА через организацию исследований, конференций и рабочих мероприятий. Ведь только эта категория профессионалов способна оценить существующие проблемы и предложить лидерам стран региона пути их решения.

В-третьих, необходимо сформировать и активно использовать совместные двусторонние механизмы (как на государственном уровне, так и на уровне народной дипломатии) по укреплению мер доверия между народами конкретных стран. Представляется, что за счет таких двусторонних механизмов можно будет и открыто обсуждать, и легче решать наиболее острые проблемы, минимизировать угрозу их перерастания в конфликт.

В-четвертых, важно прилагать усилия по повышению эффективности деятельности региональных интеграционных объединений, чтобы они не превращались в малозначимые дискуссионные клубы. Пока страны региона не почувствуют свою выгоду от вхождения в интеграционные структуры, их вовлекать туда не только очень трудно, но и бессмысленно.

В-пятых, следует задуматься над созданием центральноазиатской региональной структуры, которая бы объединить все пять стран региона без привлечения других государств. Данная структура и должна заниматься решением проблем ЦА.


Лайла АХМЕТОВА (Казахстан), доктор исторических наук, профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби:

Лайла Ахметова.jpg

Проблемы

Проблем очень много. Они связаны со всеми ключевыми вопросами жизни государства и общества: экологией, экономикой, водными ресурсами, подходами к истории и внешней политике, многим другим. Практически любого вопроса можно коснуться, и везде есть определенные нерешенные проблемы. Время от времени одни выступают на первый план, а значение других снижается, и наоборот.

Сформировался определенный пул экспертов и журналистов, освещающих эти проблемы. Естественно, что и государственные органы постоянно держат руку на пульсе событий. Когда возникают острые проблемы регионального характера, они рано или поздно выносятся на повестку дня отношений между государствами ЦА. Тут, однако, также возникают и дополнительные сложности по поводу эффективности принятых решений, выполнения сторонами взятых на себя обязательств и ответственности.

Пути решения

Первоначально, безусловно, необходима тщательная экспертиза любой проблемы силами специалистов, в том числе внешних. Важно и привлечение гражданского общества, бизнеса, СМИ к обсуждению или выявлению проблем. При этом принципиально учесть мнения всех заинтересованных сторон. Конечно, требуется информационная прозрачность при обсуждении конкретной проблемы.

Выход на уровень достижения соглашения, договоренности, принятия документа – важный, однако не последний шаг при решении той или иной проблемы. Другие шаги должны быть связаны с регулярным освещением всего процесса по решению проблемы как в СМИ, так и в различных социальных сетях. И, конечно, важны постоянные мониторинг и экспертная оценка эффективности принимаемых мер.

Уверена, что любую проблему можно решить без ущерба или третирования одной из заинтересованных сторон, общими стараниями и усилиями.


Рахматшо МАХМАДШОЕВ (Таджикистан), доктор исторических наук, профессор:

Рахматшо Махмадшоев.jpg

Проблемы

Традиционно важными для Центральной Азии является ряд хорошо известных проблем. К ним относятся в первую очередь погранично-территориальные проблемы. Особо остры они либо были, либо остаются в отношениях между Таджикистаном и Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем, а также между Китаем и приграничными с ним государствами ЦА.

Кроме того, существует блок водно-энергетических проблем, касающихся всех стран региона без исключения. Отдельную проблему торгово-экономического характера формируют следующие негативные факторы: слабое транспортное сообщение между Таджикистаном и другими странами ЦА, сложности в реализации готовой сельскохозяйственной, промышленной и энергетической продукции.

На этом фоне особо выделяются военно-политические проблемы, связанные с региональными конфликтами, деятельностью движения «Талибан» и ряда террористических группировок.

Пути решения

Во-первых, решая территориально-пограничные проблемы, необходимо строго соблюдать существующие межгосударственные соглашения и руководствоваться нормами международного права.

Во-вторых, следует сообща использовать водные ресурсы. При этом страны, расположенные в низовьях рек, должны компенсировать возможные природно-климатические потери (например, в результате селей и т. п.) и принимать участие в покрытии эксплуатационных расходов (в частности, по содержанию водной инфраструктуры) странам, расположенным выше по течению.

В-третьих, между всеми государствами ЦА необходимо ввести безвизовые сообщения, устранить налоговые и таможенные противоречия. В целом также следует стремиться сообща и в интересах общерегионального развития использовать все основные ресурсы: не только водные, но и энергетические и другие.

В-четвертых, перед угрозой терроризма, экстремизма, втягивания стран ЦА в крупный региональный конфликт необходимо приступить к формированию совместных военных и антитеррористических структур, подразделений, группировок. Их деятельность должна быть нацелена прежде всего на защиту и прикрытие стратегических направлений, к которым, безусловно, относятся многие участки на границе между Таджикистаном и Афганистаном.


Сайфиддин ЖУРАЕВ (Узбекистан), профессор, доктор политических наук:

Сайфиддин Жураев.jpg

Проблемы

На мой взгляд, ряд важных проблем на пути развития стран Центральной Азии связан со сложностью или даже лучше сказать болезненностью процессов формирования новых моделей взаимоотношений. Это касается как взаимоотношений между самими пятью государствами региона, так и их взаимоотношений с внешним миром, в первую очередь с ведущими державами. Понятно, что данные проблемы напрямую связаны и с глобальным контекстом: стремительно меняющейся системой самих международных отношений.

Пути решения

На мой взгляд, для этого следует более качественно подходить к выстраиванию и развитию регионального и международного сотрудничества. Прежде всего необходимо уделять большее внимание экспертно-аналитическому обеспечению процесса принятия решений. Данное обстоятельство также требует и усиления публичности в обсуждении самых актуальных вопросов на повестке дня внешней политики всех стран ЦА.


Сердар ИБРАГИМОВ (Туркменистан), кандидат исторических наук:

Сердар Ибрагимов.jpg

Проблемы

Ни для кого не секрет, что народы стран региона после распада СССР в силу разных причин стали меньше общаться друг с другом, хотя свободное общение между ними носило традиционный и многовековой характер. Наши государства, несмотря на значительные усилия их лидеров, взаимодействуют все еще крайне слабо. Важно и то, что нет достаточных условий для свободного перемещения капиталов, товаров и людей. Возможности современных средств связи и резервы транспортных коммуникаций также не вполне используются. Все это способствует росту разобщенности между государствами ЦА, хотя наши народы очень близкие, родственные и могли бы взаимообогащать друг друга не только в вопросах культуры, искусства, науки и образования, но и в технологиях и других областях.

Пути решения

Главное – необходима дружба и взаимное уважение друг друга лидеров стран ЦА (на деле), выбранных курсов и моделей развития, единое или, по крайней мере, совпадающее видение перспектив сотрудничества и их заинтересованный личный, неформальный, скоординированный контроль над реализацией уже принятых решений по накопившимся злободневным вопросам. Поэтому важно пожелать успеха руководителям наших стран в этой сложной и многосторонней работе.

При этом, на мой взгляд, целесообразно решить следующие задачи:

– существенно облегчить миграционные, туристические и визовые условия во всем регионе с целью дальнейшего полного устранения всех барьеров на пути социального взаимодействия, создать возможности для постоянного общения простых людей, народов;

– обеспечить свободное передвижение в регионе не только людей, но и капиталов, товаров;

– сделать доступным для жителей всех стран ЦА радио- и телепрограммы друг друга.

Все это, уверен, будет только способствовать устойчивому развитию и процветанию наших стран.


Таалатбек МАСАДЫКОВ (Кыргызстан), старший аналитик независимого аналитического центра (ранее центр осуществлял свою деятельность при Ассоциации дипломатов Кыргызстана):

Таалатбек Масадыков.png

Проблемы

После развала Советского Союза и практически до настоящего времени личные амбиции, взаимные обиды и отсутствие политической воли у руководителей государств ЦА мешали найти взаимоприемлемые пути решения накопившихся проблем. Среди них особо выделяются проблемы, связанные с делимитацией и демаркацией границ, общего пользования водными ресурсами, развитием транспортных сообщений (железнодорожного, автодорожного и авиасообщения). Нет смысла глубоко вдаваться в подробности примеров искусственно созданных трудностей в прошлом. Это касалось железнодорожных и авиасообщений между Узбекистаном и Таджикистаном, дорожно-транспортных и железнодорожных сообщений между Казахстаном и Кыргызстаном. И все эти сложности создавались по указанию руководства стран. Причинами же принятия таких решений являлись взаимоотношения между первыми лицами государств: личные амбиции, взаимные обиды, отсутствие стремления к взаимному пониманию...

В условиях современного мира очень сложно решать любые проблемы, будь то экономического, политического характера или же проблемы касающиеся безопасности, если у государств одного региона, как ЦА, совершенно разные подходы и позиции по отношению к тем или иным вопросам. Конечно же и стремление крупных держав (Россия, Китай, США, Запад) держать под своим контролем страны ЦА также оказывает влияние на решение проблем региона.

Пути решения

Если коротко, то создание Центрально-азиатского союза, наподобие Европейского союза, в принципе реально и актуально. Но конечно же и сегодня все зависит от глав государств. Зачастую не хватает мудрости и политической воли в решении многих проблем, хотя ситуация в этом отношении улучшается. С точки же зрения решения транспортной проблемы для начала нужна твердая и принципиальная договоренность: хотя бы не создавать искусственных проблем в транспортных сообщениях.

Политическая воля есть или ее нет. Руководители государств должны понимать, что в XXI веке, в мире глобализации, нужно находить взаимоприемлемые решения, нужно быть договороспособными. Пытаться принимать решения в межгосударственных отношениях на основе личных амбиций или обид – это вредит всем.

Важность создания Центрально-азиатского союза понимают все государства региона. Конечно, могут быть и мнения, что создание подобного союза сложно или даже невозможно, бесперспективно. В ЦА две страны являются членами ЕАЭС, три страны – членами ОДКБ, четыре страны – членами ШОС, две страны не являются ни членами ЕАЭС, ни членами ОДКБ, одна страна не входит ни в одну из перечисленных организаций. Но именно создание Центрально-азиатского союза могло бы позволить совместно и более эффективно решать жизненно важные вопросы региона, не надеяться только лишь на помощь крупных держав или не бояться их негативной реакции.


Фархад ТОЛИПОВ (Узбекистан), Ph.D. по политическим наукам, директор негосударственного научного учреждения «Караван знаний»:

Фархад Толипов.jpg

Проблемы

Основные проблемы можно свести к трем.

Первую я бы обозначил как геополитическая обремененность региона. Вторая проблема, на мой взгляд, связана с элитным характером региональных взаимоотношений, особенно тех решений, которые касаются интеграционных вопросов. И наконец, третью я бы охарактеризовал как проблему институционального и идейного голода.

Первая проблема означает перманентное присутствие геополитического фактора в эволюции Центральной Азии. Вторая – отчужденность народов, гражданского общества от интеграционных вопросов. Третья проблема означает отсутствие или слабость соответствующих институтов регионостроительства, а также идейной надстройки.

Пути решения

Во-первых, проблемы региона можно и нужно решать на институциональном уровне и в институциональном формате. Некоторые политические институты центральноазиатского сообщества существовали в 1990-е – начале 2000-х, в частности, ОЦАС. Их следует возродить.

Во-вторых, к решению этих проблем и в целом к широкому процессу региональной интеграции необходимо подключить народы, гражданское общество. Так, например, ключевые вопросы регионального развития следует выносить на референдумы. Необходимо добиться транспарентности политического процесса в регионе.


Энебай КАКАБАЕВА (Туркменистан), политолог:

Энебай Какабаева.jpg

Проблемы

В аспекте взаимоотношений Туркменистана со странами ЦА, как впрочем и со всеми субъектами международных отношений, изначально наше государство придерживалось строго прагматичного подхода – приоритета двусторонних отношений. Данный подход на определенном этапе был экономически и политически рациональным и диктовался требованиями времени.

Сегодня наметились изменения во внешнеполитических подходах, и Туркменистан готов к многостороннему партнерству в таких сферах, как экономика, торговля, логистика, транспорт и связь. Президент Туркменистана говорит, что сотрудничество с ближайшими соседями выступает одним из приоритетных аспектов внешнеполитической стратегии страны, настроенной на самое широкое партнерство со странами региона, всемерно содействуя продвижению равноправного, доверительного диалога по всем направлениям как в двустороннем, так и в многостороннем формате.

Несмотря на то что основной составляющей взаимоотношений между государствами является экономика и взаимовыгодные связи в этой области, на наш взгляд, проблемы диалога между странами, прежде всего, надо искать в уровне их взаимного доверия, культуре диалога.

Пути решения

Эти проблемы объективно решаются путем двусторонней и многосторонней дипломатии. Только взаимная заинтересованность сторон, дельные предложения и проекты могут вывести данные отношения на новый уровень. Туркменистан после прихода к власти президента Гурбангулы Бердымухамедова начал более интенсивный диалог со своими соседями по региону. Следует отметить, что в последнее время в данной области наметилась позитивная тенденция, которую надлежало бы укрепить рядом взаимовыгодных результативных проектов.

 

Осман ДОСОВ (Казахстан), старший научный сотрудник Службы международных научных проектов Библиотеки первого президента РК:

Осман Досов.jpg

Проблемы

Во-первых, к основным проблемам можно отнести разноплановость экономик и уровня развития стран ЦА. Во-вторых, другой важной проблемой является сохраняющаяся конкуренция между государствами ЦА. В-третьих, значительно влияние внешних акторов, которым договориться с каждой из стран ЦА в отдельности с выгодой для себя намного быстрее и проще, нежели в случае наличия некой консолидированной позиции всех государств региона.

Пути решения

Основные решения мне видятся не в интеграции, а в кооперации стран ЦА, хотя бы на высоком политическом уровне. Более того, Казахстан и Узбекистан могли бы взять на себя ответственность за указанный процесс, создав что-то вроде оси региональной кооперации.


Валентина ЧУПИК (Узбекистан), бесплатный юрист для трудовых мигрантов (работает в России), исполнительный директор международной негосударственной некоммерческой организации TONG JAHONI («Рассвет мира»):

Валентина Чупик.jpg

Проблемы

С точки зрения моей экспертизы среди главных проблем выделила бы коррупцию в сфере трудовой миграции и бездарность миграционной политики всех государств региона.

Пути решения

Во-первых, государствам ЦА следует гораздо более активно использовать посольства в защите прав своих граждан. Необходимо задействовать механизм консульской защиты, обязать посольства участвовать во всех судах, при всех задержаниях 10 и более граждан их страны, подавать ноты протеста в случаях немотивированного задержания их граждан.

Во-вторых, необходимо на регулярной основе проводить мониторинг проблем трудовых мигрантов и социологические исследования – опросы. Только привлекать к этому следует не официальных и кабинетных социологов – «рисовальщиков». Главная задача – выявить реальные проблемы мигрантов! Мне одной, скорее всего, не поверят, хотя я только этим и занимаюсь скоро уже 20 лет. Поэтому к исследованиям и обсуждениям следует привлекать реальных экспертов, в первую очередь правозащитников и специалистов социальных ННО, работающих с мигрантами.

И только на основании данной работы необходимо осуществлять соответствующие изменения законодательства в странах ЦА и лоббировать изменения законодательства в той же России.

В-третьих, уверена, что следует прекратить дурь «управления миграцией» – она по определению неуправляема! Вместо этого необходимо сосредоточиться на помощи мигрантам в их реальных трудностях.

В-четвертых, также считаю, что важно прекратить попытки оргнабора. Это приводит только к еще большей коррупции и торговле людьми.

В-пятых, обязательны (!) регулярные встречи высокопоставленных представителей МВД (тех, кто принимает важные решения) всех стран ЦА с представителями экспертного сообщества по вопросам трудовой миграции. Я говорю не об ученых-исследователях, а о правозащитниках и специалистах социальных ННО (не «диаспор» так называемых). Именно правозащитники и представители социальных ННО понимают, что происходит с мигрантами, какие у них реальные проблемы.


Источник: Авторский проект Владимира ПАРАМОНОВА «Центральная Евразия»


Продолжение следует


Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале