просмотров 1550

Человеческий капитал: дать шанс каждому

Опубликовано: 05 Июня 2017 Автор: Константин ДОМБРОВСКИЙ | Астана
Человеческий капитал: дать шанс каждому
Nasledie.ru

Что такое человеческий капитал? Почему его формирование является очень важным для государства? На эти и другие вопросы отвечает Айман Жусупова, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана.

– Человеческий капитал – это знания, способности, профессиональные навыки, здоровье и качество жизни человека. Они имеют экономическую ценность как для каждого конкретного человека, так и для страны в целом, – говорит Айман Жусупова. – В плане экономики это те средства, которые вложены в людей, в их образование, здоровье, компетенции. Другими словами – инвестиции в человеческий капитал. Высокий уровень образования, профессионализма, квалификации и здоровья значительно повышает шансы человека на рынке труда. В конечном счете человеческий капитал – решающий фактор развития страны. Причем слово «капитал» в данном контексте – это не отвлеченная метафора, поскольку знания и другие составляющие человеческого капитала потенциально и реально конвертируются в доходы человека.

В свою очередь доходы от человеческого капитала весьма разнообразны. Они могут принимать как денежную, так и неденежную форму. Их можно отнести по времени в будущее или получать прямо сейчас. Их может получать сам носитель человеческого капитала или же другие лица, а также общество в целом.

Почему это так актуально сегодня? Раньше, до индустриальной революции, ведущая роль принадлежала сельскому хозяйству, а в последующие века – промышленности. Но сейчас, в век постиндустриального развития и инновационной экономики, конкурентным преимуществом любого государства является высококлассный специалист. Профессионал. А что делает человека конкурентоспособным? В первую очередь его высокий профессиональный уровень. Недаром в развитых странах к числу представителей среднего класса относят в первую очередь специалистов высокого уровня.

Одна из главных проблем современности – это нарастающая поляризация населения по уровню доходов, доступу к качественному образованию и медицинским услугам. Смена общественной системы в начале 1990-х годов сопровождалась не только спадом в экономике, но и социальными издержками, падением показателей человеческого капитала. С начала 2000-х годов в Казахстане наблюдался экономический рост, повышались показатели человеческого капитала, возрастал интерес к получению качественного образования. Однако со временем начали возникать дисбалансы в интересах молодежи к тем или иным специальностям и профессиям. В итоге мы имеем много людей с высшим образованием, занимающих не соответствующие трудовые ниши. Они не используются должным образом по своему потенциалу, но это люди адаптивные и продвинутые. Вопрос заключается в переподготовке части этих работников по смежным специальностям, поскольку наряду со специализацией наблюдается и развитие технологий на стыке научно-технических отраслей. Необходимо внести коррективы в реестр специальностей вузов, расширять сеть специальных средних учебных заведений технического профиля. Конечно, это не означает упрощенных решений типа «давайте закроем факультеты и вузы, которые наименее востребованны сейчас». Такие «простые» решения могут негативно повлиять на социальное самочувствие общества. Высшее образование само по себе – это большая составляющая человеческого капитала. Надо использовать тот потенциал, который есть. А это означает, что надо использовать предпосылки постиндустриальных высококлассных секторов. Это сложно, но только в этом заключается возможность войти в число развитых стран.

Инновации и скорость – вот что является главными определяющими конкурентоспособности в современном мире.

– А как измеряется человеческий капитал?

Для этого измеряются уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия населения, состояние медицинского обслуживания и производства ВВП на душу населения. Эти показатели учитываются при расчете Индекса развития человеческого капитала. Казахстан входит в группу стран с высоким уровнем человеческого капитала. В 2015 году наше государство в рейтинге Индекса человеческого развития поднялось на 16 позиций, а в докладе Программы развития ООН за 2016 год Казахстан занял 56-е место в группе стран с высоким уровнем развития этого важнейшего показателя.

Что касается специфики развития человеческого капитала в Казахстане, то он формируется на основе таких индикаторов, как уровень охвата населения образованием и медициной. Особенность нашей страны заключается в том, что сравнительно высокий уровень человеческого капитала обусловлен высоким образовательным уровнем населения. Тем не менее расходы на образование в разрезе ВВП на душу населения являются сравнительно низкими. Такая же ситуация характеризует и отечественное здравоохранение. Это вызывает нарекания со стороны казахстанцев, поэтому государство предпринимает определенные шаги для улучшения ситуации. В частности, речь идет о программе «Болашак», в рамках которой многие молодые люди получили высшее образование в ведущих университетах мира. Увы, нередко болашаковцы не применяют полученные знания на благо страны, то есть не окупают затраты государства.

Развитие человеческого капитала – это реализация принципа меритократии.

– Какие качества и навыки могут обеспечить рост человеческого капитала?

– Инновации и скорость – вот что является главными определяющими конкурентоспособности в современном мире. Надо уметь изменяться вместе со стремительно меняющимся миром. Одним из важных навыков является открытость инновациям, способность схватывать на лету все изменения. В соответствии с этими изменениями, выигрывать будут те специалисты, которые более технически подкованы и образованны, одним словом – профи.

– А что еще может оказать влияние на рост человеческого капитала?

– Формирование человеческого капитала – это общая задача и семьи, и школы, и бизнеса, и государства, и общества. При этом первоначальным институтом, формирующим его основы, является семья. Важно, чтобы родители понимали: именно они закладывают основу человеческого капитала своих детей.

Безусловно, в развитие человеческого капитала должен вкладываться бизнес, который может инвестировать деньги в систему образования, а именно – нужных ему специальностей. Это позволило бы соблюсти баланс, который лежит в основе бизнес, – видеть четкие выгоды от своих действий.

А задача государства – это увеличение расходов на образование, повышение качества здравоохранения, улучшение жилищных и других условий жизни людей.

Развитие человеческого капитала – это реализация принципа меритократии. А опора на образование и профессионализм – это ставка не на предписанные (наследуемые, как у дворянских сословий), а на достигаемые статусы. И они должны быть доступны всем. Понятие «человеческий капитал» означает дать шанс каждому.


Читайте также
В демократических странах именно общественное сознание питает политику
В эксклюзивном интервью «ЭК» великий поэт, публицист и общественный деятель...
3683 0 0
Саули Ниинистё: всегда полезно узнать мнение президента Назарбаева
Самое главное послание столетней Финляндии миру: ты чувствуешь себя хорошо, когда никто не
1800 0 0
Басель Хадж Джасем: за полгода переговоров в Астане достигнуто  больше, чем в Женеве за несколько лет
В эти дни в Астане проходит очередная международная встреча высокого уровня по..
1016 0 0