Летающие танки Казахстана

Опубликовано: 14 Марта 2019 Автор: Андрей ЖДАНОВ | Алматы
Летающие танки Казахстана
levashove.ru
просмотров 871

Модная нынче в Казахстане тема цифровизации пополнилась еще одним вопросом: кто отныне будет продвигать ее в народ? Хотя в минувшем феврале, казалось бы, все точки над i в этом смысле были расставлены.

В этом году мы создадим единый интернет-портал для государственных органов вместо сотни, в том числе сайтов акиматов и других, – сообщил 20 февраля на расширенном заседании коллегии Министерства информации и коммуникаций его глава Даурен Абаев. – Все финансирование будет закрыто, и все будет в рамках единого портала. Постепенно в течение двух лет мы все государственные сайты закроем. Это приведет к экономии почти миллиарда тенге. То есть это существенная экономия средств, и резко вырастет качество.

По словам Абаева, центральные органы и акиматы будут отвечать только за содержание портала, а за обновление новостей и госуслуг на нем – само министерство.

Даурен Абаев намекнул, но не более - 2.jpg

Намек намеком, но хотелось бы яснее

Но буквально на следующий день, 21 февраля, президент Нурсултан Назарбаев отправил правительство в отставку, и последовали события, сделавшие обозначенную Дауреном Абаевым перспективу неочевидной.

С одной стороны, Абаев переназначен министром, а возглавляемое им ведомство переименовано в Министерство информации и общественного развития (МИОР) с соответствующим изменением его функций. Что указывает на четкое понимание в верхах неразрывности понятий «информация» и «развитие общества», которое сегодня немыслимо без интенсивной цифровизации. С другой стороны, весомая прибавка появилась в названии и функциях другого ведомства, которое теперь называется Министерством цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности (МЦРОАП).

Кто из этих двух реорганизованных органов исполнительной власти (или оба они) займется народной цифровизацией, пока непонятно. Например, своим распоряжением от 4 марта новый премьер-министр Аскар Мамин возложил ответственность за цифровизацию отраслей и развитие цифровой экономики (то есть за работу МЦРОАП?) на самого себя, что лишний раз доказывает, какое значение придает этой сфере обновленная высшая исполнительная власть. В то же время координировать информационную политику (прерогатива МИОР?) Мамин доверил вице-премьеру Гульшаре Абдыкаликовой.

Намек на то, что цифровизацией будет заниматься и МИОР, обнаруживается в словах Даурена Абаева в его, так сказать, промежуточном состоянии – после выдвижения, но еще до назначения министром информации и общественного развития.

Реорганизация министерства всегда происходит с учетом текущего положения дел, – говорил Абаев журналистам 25 февраля в кулуарах мажилиса. – Глава государства в своем выступлении поставил новые задачи, в связи с этим было реорганизовано наше министерство. В принципе, это правильный шаг, который позволит на новый уровень поднять вопросы и цифровизации, и информации, и общественного развития.

Намек намеком, но состоявшееся 1 марта первое заседание коллегии МИОР под председательством уже утвержденного его главой Абаева (во всяком случае официальное и неофициальные сообщения о коллегии) ясности не внесло. О чем только не шла речь на заседании! И о текущем в стране Годе молодежи, и о взаимодействии государства с неправительственными организациями, развитии гражданского общества, благотворительности, волонтерстве, межконфессиональных и межэтнических отношениях, и о блокировке Интернета, фейках в Сети, и даже о деятельности республики в Глобальной коалиции счастья – есть, оказывается, и такая, созданная год назад на VI Всемирном правительственном саммите в Дубае с непосредственным участием Казахстана. Но тема цифровизации в качестве первоочередных задач МИОР не прозвучала...

Между тем целый ряд источников сообщал, что полномочия ушедшего в историю Министерства информации и коммуникаций в области информатизации, электронного правительства, развития политики в оказании государственных услуг переданы Министерству цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности. Означает ли это, что теперь именно к нему отошло создание единого интернет-портала информирования населения и государственных услуг, да и продолжится ли вообще формирование такового, тоже не факт.

Поиск Казахстаном глобального счастья – это, конечно, круто, но хотелось бы знать и роль цифровизации в этих исканиях. Впрочем, какие бы государственные структуры ни занимались ею в интересах населения страны, они начинают с себя. Насколько же успешно?

Invalid.jpg

Код INVALID

Обнаружив в субботу, 9 марта, официальное сообщение оператора правительственной инфокоммуникационной инфраструктуры – АО «Национальные информационные технологии» (НИТ) – о временной недоступности ряда государственных сайтов Казахстана с 21.00 9 марта до 13.00 10 марта 2019 года в связи с внеплановыми работами на оборудовании, я пожалел сотрудников сервисного центра электронных инструментов госорганов: эх, сердешные, даже в выходные работают... А по их завершении решил проверить, как все-таки функционируют после обновления правительства государственные интернет-ресурсы.

Период моего нехитрого теста – рабочее время 11 и 12 марта. Я начал по старшинству – с портала электронного правительства. Он благополучно открылся. Но дальше начались неудачи. При попытке зайти в раздел портала «Открытое правительство» экран моего монитора побелел, как полотно, на котором вспыхнуло предупреждение:

Этот веб-сайт не защищен. Это может означать, что кто-то пытается вас обмануть или перехватить информацию, которую вы отправляете на сервер. Вы должны закрыть этот сайт немедленно.

Я кликнул на нижеследующую надпись «Подробнее», после чего предупреждение дополнилось текстом:

Для компьютера этот сертификат безопасности веб-сайта является ненадежным. Код ошибки: DLG_FLAGS_INVALID_CA. Перейти на веб-страницу (не рекомендуется).

Идентичное, буква в букву вплоть до кода ошибки, предупреждение подстерегало меня при неоднократных попытках зайти:

– в «Личный кабинет» опять же на портале электронного правительства;

– на блог-платформу руководителей государственных органов на сайте реального правительства;

– конкретно на блоги министров информации и общественного развития и цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Даурена Абаева и Аскара Жумагалиева.

Аскар Жумагалиев получил цифровую нагрузку.jpg

Не стоит дальше рисковать, если даже в коде ошибки функционирования сайтов фигурирует один и тот же INVALID, решил я. И сопоставил мои неудачные попытки с цифрами из отчета компании НИТ за 2018 год, размещенного на ее сайте 18 февраля нынешнего года. В нем сказано, что «фронтовой» (надо понимать, приоритетной) деятельностью НИТ является портал egov.kz. А индекс доступности информационных систем, сопровождаемых НИТ, составил в 2018 году 99,95% при плане 99%.

После этого сопоставления мне как-то расхотелось проверять доступность «нефронтовых» для НИТ сайтов. Если уж порталы виртуального и реального правительства отпугивают небезопасностью их посещения...

Но меньше всего я склонен связывать свои неудачные попытки с внеплановыми работами, о которых сообщалось НИТ. Потому что с предупреждениями о небезопасности посещения государственных интернет-ресурсов Казахстана я и многие мои коллеги-журналисты сталкивались и год, и три, и пять лет назад.

Ну ладно мы, журналисты, а также молодые люди, находящиеся ежедневно в Интернете по многу часов, чего только ни насмотрелись в Сети. А как другие категории пользователей, в первую очередь старшее поколение, к повышению компьютерной грамотности которого не первый год громко и настойчиво призывает власть?

Представьте: внук покупает простой компьютер бабушке или дедушке, потратившим время, физические силы и внимание на курс компьютерной грамотности, они начинают осваивать Интернет и однажды при попытке посетить государственный сайт сталкиваются с предупреждением, дословно приведенным в этих заметках. Как отреагируют бабушка или дедушка с присущим старшему поколению скептицизмом к новациям? Да вы, господа хорошие, сначала наведите порядок в собственном хозяйстве, а уж потом нас, стариков, журите за отставание в цифровизации!

Старик за компом - тренд современности.jpg

Случайность или умысел?

Доступность – важная, но далеко не единственная проблема государственных интернет-ресурсов. Даже если они успешно открываются, не факт, что на них вы получите интересующую вас актуальную информацию или услугу.

Допустим, нередко мы слышим с высоких трибун критику за выполнение центральными и местными государственными органами тех или иных поручений президента и премьера, законов, нормативных актов. Не всегда эта критика содержит конкретику или вполне понятна обывателю. А существуют ли вообще некие общие критерии оценки исполнительности нижестоящей власти перед вышестоящей?

Да, они есть и содержатся в документе под названием «Методика оценки качества исполнения актов и поручений президента РК, государственного секретаря РК, правительства РК, администрации президента РК и канцелярии премьер-министра РК центральными государственными и местными исполнительными органами». Он находится в цифровом формате на сайте government.kz вроде бы в открытом доступе.

Но моя попытка узнать эту методику (полезно же знать параметры «отлично», «хорошо» или «плохо», которыми пользуется власть!) 11–12 марта тоже не увенчалась успехом. Просто для прочтения документ не открывался, однако быстро скачивался, но уже на моем компьютере опять же не открывался. Сделать это можно было только при наличии в моем компе программы Microsoft Office 365.

Она у меня в свое время была, но пиратская, которая в итоге обернулась техническими проблемами и денежными расходами, пришлось отказаться. А цены лицензионных Microsoft Office в Алматы начинаются с 25 тысяч тенге... Опять же представьте, насколько пакет этих легальных программ доступен пенсионеру, да и вообще, нужен ли он тем, кто пользуется компьютером и Интернетом дома, ведь не случайно же в ее названии слово «офис» – это конторский, служебный инструмент.

Но тогда почему далеко не только названная методика, но и другие документы и сообщения нередко размещаются на сайтах госорганов в формате именно служебного пакета Microsoft Office? Случайность? Или умысел, чтобы сузить круг любопытствующих и в результате более подкованных в отношениях с властью граждан?

2035 .media.jpg

Тщательне́й, господа, тщательне́й

На сайтах электронного и реального правительства, уже названных реорганизованных министерств и других ведомств обнаруживается масса других негативных, вплоть до трагикомичных деталей.

Например, на сайте парламента Казахстана (его сената) в подразделе «Информация для СМИ» раздела «Медиа-Центр» вообще пусто в течение декабря 2018 – марта 2019 годов (более ранние периоды я смотреть поленился). Остается лишь гадать, почему сенат (в отличие от мажилиса, пресс-центр которого публикует информацию для журналистов регулярно и оперативно) минимум три последних месяца настолько обособлен от СМИ?

По состоянию на 12 марта, то есть через три недели после реорганизации МИТ, функционирует не только сайт Министерства информации и общественного развития, но и почившего в бозе Министерства информации и коммуникаций. Живучи, однако, у нас преставившиеся!

Сомнения возникают в актуальности продвигаемых государственными интернет-ресурсами цифровых проектов. Среди новейших – «Национальная цифровая платформа физической культуры и спорта» (Е-спорт), создаваемая правительственным холдингом «Зерде». В его сообщении на своем сайте 28 февраля нынешнего года узнаем, что эта платформа, классифицированная по разряду информационно-коммуникационных услуг, предполагает:


– формирование сервиса – управление мероприятиями;

– формирование электронного календаря спортивно-массовых мероприятий;

– автоматическое уведомление всех заинтересованных лиц об изменениях в календаре;

– введение протоколов соревнований в электронном виде;

– формирование сервиса – паспорт спортсмена, тренера, судьи и методиста:

– переход на электронное подтверждение принадлежности спортсмена, тренера, судьи к спортивной организации и его спортивной квалификации;

– мониторинг результатов спортсменов для награждения и присвоения спортивных званий и категорий;

– обеспечение унифицированного, централизованного подхода при формировании базы данных спортсменов, тренеров, судьи и методистов в масштабах Республики Казахстан, консолидации и хранения сведений по ним.

Замечательно, но, простите, где здесь место физкультуры? Ведь, как сказали бы в Одессе, спорт и физкультура – это «две большие разницы». Профессиональный спорт – это очки, голы, секунды любой ценой, порой включая допинг и утрату здоровья за денежное вознаграждение. Сколько в республике профессиональных спортсменов, обслуживающего их персонала и чиновников от спорта? 25, 50, даже 100 тысяч? Это капля в море с учетом уже 17-миллионного населения страны.

А физкультура – бескорыстное массовое укрепление здоровья без фанатизма, сегодня в большинстве случаев за собственные деньги. Насколько бы возросло число этих бескорыстных физкультурников, не будь таких высоких, подчас баснословных цен фитнес-центров, спортивных залов, бассейнов? Что сейчас, да и всегда будет актуальнее, полезнее для народа любой страны при всей значимости большого спорта? То-то и оно. Зачем нам цифровые спортпроекты для абсолютного меньшинства населения?

По Жванецкому, тщательне́й надо, ребята, тщательне́й!

Аскар Мамин взял отвественность за цифровизацию на себя.jpg

На зависть Пентагону

За версту несет неоперативностью и формализмом от сайта Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности. Этот ресурс кажется одним из самых куцых, если не самым куцым, среди госорганов республики. Достаточно сказать, что для имитации солидности сайт МЦРОАП, не мудрствуя, отсылает пользователя на президентский и правительственный ресурсы, а собственной информации предоставляет с гулькин нос и с большими паузами.

Скажем, в разделе «Новости» сайта МЦРОАП последнее сообщение по состоянию на 12 марта датировано лишь 28 февраля. Неужто за две недели в МЦРОАП ничего общественно значимого не происходило? В надежде ответить на этот вопрос отрицательно, я зашел в раздел сайта «Календарь событий». И увидел в нем... графическую картинку календаря нынешнего года с текстом о том, на какие дни приходятся нынче государственные и прочие праздники Казахстана! Вот спасибо-то...

Но особенно удручает раздел «Общественный совет». Этот орган, как указано на сайте, создан в 2017 году для обеспечения прозрачности деятельности министерства. В названном разделе я с пониманием отнесся к отсутствию среди 18 членов совета фотографий советника директора по криптографической защите информации компании Granit Technology Альжана Абдрахманова и директора Центра расследования кибератак Армана Абдрасилова. Наверное, это секретчики, лица которых нельзя показывать по соображениям их личной и национальной безопасности, подумал я.

Но каково же было мое разочарование, когда я увидел, что два самых «свежих» сообщения раздела «Общественный совет» датированы аж 12 мая 2018 года. Одно об итогах работы совета за 2017-й, другое о плане работы на 2018 год. В плане совета на прошлый год значатся его посещения 18 предприятий оборонно-аэрокосмического комплекса в Алматы, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях и городе Байконыр. В том числе Национального центра космических исследований и технологий, машиностроительного завода им. Кирова в Алматы, одноименного завода в Петропавловске, компаний «Еврокоптер Казахстан инжиниринг» в Астане, «Семей Инжиниринг» в Семее и других серьезных фирм.

Но узнать, состоялись ли запланированные посещения и каким было их содержание, на сайте МЦРОАП не представляется возможным. Более того, в названном плане тема посещения Общественным советом компании «Семей Инжиниринг», деятельностью которой обозначены ремонт и модернизация бронетанкового вооружения и техники, названа так: «О деятельности авиаремонтного завода».

a3252d50.jpg

Неужто в Казахстане научились на зависть Пентагону делать летающие танки? Или план Общественного совета составляли шпионы, получившие задание дискредитировать имидж Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности в глазах пользователей Интернета? Где были глаза и мозги персон, санкционировавших план Общественного совета министерства на 2018 год?

Спаси Аллах, если Министерство цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности будет так же бездумно и неряшливо в исполнении своих расширенных обязанностей.

Персонально предъявить претензии за перечисленные и многие другие грехи в виртуальном пространстве власти некому. И на egov.kz, и на government.kz, и на сайтах МИОР и МЦРОАП, а также НИТ и «Зерде» их непосредственные рулевые (менеджеры, редакторы, авторы этих веб-ресурсов) не указаны, даже разделов таких нет. Ну не обвинять же в конце концов Сагинтаева, его наследника Мамина, других первых лиц исполнительной власти, у которых кроме сайтов их ведомств других забот по горло!

Это к вопросу о совершенно размытой персональной ответственности за функционирование государственных сайтов и о доверии к ним. Повысятся ли они с созданием единого государственного цифрового ресурса, если таковой будет все-таки создан и заработает, – большой вопрос. Монстры куда чаще пугают, чем помогают.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
Олжас Сулейменов размышляет о предстоящем в Астане Втором мировом конгрессе тюркологов
Олжас Сулейменов: сближение культур должно ослаблять напряжение, в котором постоянно наход
3694 0 0
Олжас Сулейменов: если государства и общества объединят усилия, человечество достигнет своей цели – спасти мир от войны
Олжас Сулейменов: если государства и общества объединят усилия, человечество достигнет сво
963 0 0