С начала нынешнего века корреспондента «ЭК» не оставляла надежда, что крещенские купания в Уральске приобретут моржовый крен. Увы, «окунями», которыми можно назвать людей, трижды окунающихся в проруби раз в году, по-прежнему движет, прежде всего, соревновательность и бесшабашность.
«Крейзи пипл!» – так оценил в свое время массовость крещенских празднований один из членов международного конкурса скрипачей в Уральске – голливудский актер Джон Малкович, которого вместе с остальными англоязычными членами жюри пригласил на это мероприятие скрипач с мировым именем Марат Бисенгалиев. Было это лет десять назад.
Но у уральцев, нырявших в иордань на этой неделе, свои доводы: «Это же удобно – три раза окунулся и все грехи сразу смыл! Какая встряска для организма! Это не то, что наши моржи в Парке культуры и отдыха! Сначала бегают, потом готовятся и только потом в воду лезут!».
Действительно, в реке Чаган возле лодочной станции всю зиму принимают ледяные ванны местные моржи, и вряд ли им высказанное о них мнение покажется обидным. Они считают, что именно поспешность, с которой на Крещение лезут в прорубь горожане, вредна для организма.
Массовые купания в иордани вполне можно считать обрядом языческим. Раньше в проруби на Крещение купался всего один человек, на которого валили все грехи и которые он смывал за всю деревню. Нынешние крещенские массовые купания – это, скорее, модный челлендж, однако владыка Уральский и Актюбинский Антоний вполне их одобряет. Может, потому, что сам он – бывший моряк-подводник.