просмотров 5725

Как коза Турсунова выдрала из казахстанского кино всю эротику

Опубликовано: 27 Ноября 2018 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Как коза Турсунова выдрала из казахстанского кино всю эротику
РИА Новости

Считается, что визитной карточкой российского режиссера Константина Богомолова является спектакль «Идеальный муж», который уже почти пять лет(!) неизменно собирает аншлаги. В постановке играют уроженец Казахстана Игорь Миркурбанов и российская актриса Роза Хайруллина, вошедшая недавно в состав жюри Алматинского международного кинофестиваля им. Шакена Айманова.

«Идеальный муж» – это такая жесткая сатира на окружающую действительность, высмеивание современной эстрады, отдельных представителей церкви, не соответствующих своему сану, людской безграмотности и прочих общественных пороков. Режиссер намеренно предпринимает атаку на привычные ценности, чтобы люди наконец всерьез задумались о них и стали чище и добрее, как поется в известной песне.

7.jpg

Тема гомосексуализма, поднимаемая в постановке в числе прочих, особо беспокоит разного рода «блюстителей нравственности» (обратите внимание на кавычки). Периодически они выбегают на сцену с громкими лозунгами, подкидывают к порогу МХТ им. Чехова, где идет спектакль, свиные головы и всячески мешают артистам играть. Однажды эти «моралисты» пустили в зал неизвестный газ. Это случилось как раз после трагедии в торговом центре «Зимняя вишня», и некоторые зрители в панике выбежали прочь. Мужественные артисты остались на сцене, многие зрители (и автор этих строк в том числе) – на своих местах.

В минувший понедельник возле театра состоялся очередной парад «борцов с пороками». Некоторые из них предстали перед прохожими в халатах врачей психбольницы. Что они хотели этим сказать – загадка. Другие стояли с плакатами, призывающими бороться с мужеложством. Как любопытный журналист и верный поклонник постановки, я просто не могла пройти мимо.

6.jpg

– А вы сами-то смотрели спектакль? – спрашиваю у одной из активисток.

– Нет, не видела и не собираюсь. Я осуждаю безнравственность, которая пропагандируется со сцены. К тому же я видела в Сети фотографии, изображающие мужское ню. (Из уст барышни прозвучало куда более хлесткое выражение.)

Интересно, что в спектакле никто из представителей сильного пола не раздевается, как бы того ни хотелось озабоченным активисткам. О каких снимках идет речь, непонятно.

– А вы помните историю Бориса Пастернака и его романа «Доктор Живаго»? – продолжаю я.

В ответ – лишь гордое молчание.

Для тех, кто запамятовал, напомню, что судьба автора романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, обвиненного в антисоветчине, рассматривалась на заседании правления Союза писателей в 1958 году. И один из его участников произнес фразу «Я роман не читал, но глубоко осуждаю», ставшую крылатой. Также известно, что многие участники судебного процесса над Иосифом Бродским, обвиненным в тунеядстве, начинали свой монолог со слов: «Я с поэтом лично не знаком, но…».

Богомолов, конечно, не Пастернак и не Бродский, но история повторяется и говорит о неизлечимости нашего общества. Кстати, аналогичный случай, связанный с казахстанским режиссером Ермеком Турсуновым, способствовал тому, что в отечественном кино перестали появляться эротические сцены. А произошло это так.

8.jpg

Несколько лет назад Ермек Турсунов снял фильм «Келин», уникальность которого заключается в том, что в нем не произносится ни единого слова. Казахстанские поборники нравственности обратили внимание не на прекрасный визуальный ряд, не на безупречную операторскую работу, воспевающую красоту наших гор, не на необычность сюжета, а на… козу. По сюжету брат главного героя выходит из сарая, где держат козу, поправляя штаны. И блюстители морали, узревшие в безобидном эпизоде намек на скотоложство, тут же подняли такой шум... Один авторитетный казахстанский киноэксперт по секрету признался мне, что после истории с «рогатой бестией» многие режиссеры стали бояться снимать даже самые безобидные эротические сцены. Как говорил главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре»: «Как бы чего не вышло».

Мораль такова: каждый видит то, что хочет видеть, то, что диктует ему его мироощущение и жизненный опыт. В киноновелле Турсунова лично я увидела историю о мудрости и витальности наших далеких предков. А в спектакле Константина Богомолова – не историю о геях, а режиссерское размышление о том, что «даже самого порядочного человека в обществе ценят меньше, чем человека, у которого есть личный повар». (Эту фразу произносит один из героев спектакля.) Хотим ли мы жить в обществе с такими понятиями о нравственности, каждый решает сам…

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале