просмотров 723

Театр угнетенных

Опубликовано: 30 Марта 2018 Автор: Айжана ТАНКАЕВА | Алматы
Театр угнетенных

В наше время театр приобретает разные формы, в том числе и такие как социальный театр. Что это такое и какие тенденции отражает такой театр, рассказывает актер, режиссер и создатель творческого коллектива «АсАбАлАр» Артур Асланян.

– С творчеством я впервые соприкоснулся, когда окончил отделение по классу скрипки, – начинает беседу Артур Асланян. – В университете учился на программиста и нашел работу по специальности. Но в 2014 году я встретил Оксану и Джессику – актрису и художественного руководителя театра KELT, прошел кастинг и стал пробовать себя в актерской игре. А в 2016 году я познакомился с Алиной Абилкаламовой, которая предложила мне сделать постановку по ее сценарию. Так мы создали свой театр «АсАбАлАр». Нам близки традиции классического европейского и индийского танцевального театра. Также участвуем в постановках на площадке KELT, где проходят экспериментальные проекты, такие как театр playback и театр угнетенных.

– Что это такое – театр playback?

– Это форма театра импровизации, где зрители рассказывают истории, а актеры воплощают их на сцене. Театр playback появился в конце 70-х годов в США. Там используются разные практики, такие как психодрама и сторителлинг. Есть такая фраза «The story of any one of us is in some measure the story of us» («История одного из нас – это в какой-то мере история о каждом из нас»). Сейчас люди перестали общаться, дружеские связи истончаются, все в рамках формальности и официоза. Людям надо бы поговорить друг с другом, ведь им не хватает живого общения. Так вот, театр playback позволяет это сделать. Его главная задача – создать такую непринужденную атмосферу.

– А что такое театр угнетенных?

– С этим жанром я познакомился в пространстве NOT Ballet, которым руководит Евгения Абкеева. Это такой театральный формат, когда кто-то из зрителей рассказывает свою историю угнетения: проблемы в школе, тирания родителей или хамство начальника. Человек вынужден что-то скрывать. Затем актеры показывают на сцене рассказанную историю. А у зрителей есть возможность в любое время остановить действо: «Ага! Я знаю, что можно изменить, чтобы исправить эту ситуацию». В итоге историю разыгрывают до тех пор, пока не будет найден выход.

– Какие планы творческого коллектива «АсАбАлАр»?

– Сейчас идет работа над постановкой «Связной». Это драма, написанная в европейском стиле. Алина Абилкаламова начала писать ее в лаборатории современной драматургии под руководством Олжаса Жанайдарова. В апреле планируем сделать закрытый показ для прессы. Кроме того, в ближайшее время мы покажем индийский классический спектакль «Праздник любви».