просмотров 1293

Уроженец Казахстана сыграл в спектакле по роману Виктора Пелевина iPhuck 10

Опубликовано: 20 Декабря 2018 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Уроженец Казахстана сыграл в спектакле по роману Виктора Пелевина iPhuck 10

В Москве прошла премьера одного из самых долгожданных спектаклей этого года – «Ай фак» режиссера Константина Богомолова, в основу которого лег роман Виктора Пелевина iPhuck 10. Бытует мнение, что произведения Пелевина практически не экранизируемы и не поддаются сценическому воплощению. Однако в своей новой постановке, где одну из главных ролей сыграл уроженец Казахстана Игорь Миркурбанов, Богомолов решительно опровергает этот стереотип.

кадр из айфака 2.jpg

Действие спектакля разворачивается во второй половине XXI века, когда искусственный интеллект становится обычным явлением. Компьютерный алгоритм по имени Порфирий Петрович (Игорь Миркурбанов), который расследует преступления, а потом пишет о них романы, получает новое задание. Модный искусствовед по имени Маруха Чо (Дарья Мороз) поручает ему заняться поисками предметов современного искусства, котирующихся на арт-рынке. Но что это такое? Ведь, как писал сам Пелевин в романе iPhuck 10, «современное искусство нельзя определить, его можно описать… Не случайно его грязный секрет состоит в том, что окончательное право на жизнь ему дает das capital». Кажется, что спектакль Богомолова, созданный в жанре site-specific, поставлен в том числе и для того, чтобы в очередной раз подтвердить эту мысль. Этот жанр предполагает, что режиссер успешно обживает новое, не театральное пространство – в данном случае это помпезное здание башни «Меркурий» в деловом центре комплекса Москва-сити.

Прямо перед спектаклем там развернулась выставка творчества современных художников. Некоторые работы были представлены в жанре ню. Видимо, по замыслу создателей спектакля именно за такими экспонатами и охотилась вышеупомянутая Маруха Чо. Надо сказать, что коммерческий потенциал у таких проектов очень высок. Как рассказала главный художник экспозиции Лариса Ломакина, чьи работы тоже украсили выставку, не исключено, что финальным аккордом шоу станет аукцион, на котором эти творения уйдут с молотка. Ну а сам спектакль проживет лишь до весны… Впрочем, увидеть его стоит по многим другим причинам. Интригующий, хлесткий, скандальный, не обходящийся без провокационных сцен и даже нецензурной лексики, которая звучит очень органично, заставляющий выйти из собственной зоны комфорта – все это спектакль Богомолова.

По своей форме это спектакль будущего, по содержанию – постановка, препарирующая настоящее. Действие происходит одновременно на трех площадках, в результате чего зрители разных секторов одних артистов видят «живьем», а других только на большом экране.

Использование экранов – это один из излюбленных приемов Богомолова, идеально работающий на его грандиозный замысел. Режиссер Иван Дыховичный часто говорил о таком явлении, как «режиссура удара». Так вот, это определение точно характеризует режиссерский стиль Константина Богомолова, бьющий наотмашь. У Богомолова в этом спектакле настолько поставленный удар, что после определенных сцен – например, монолога Порфирия Петровича о звездах и безднах – очень долго приходишь в себя.

В целом Константин Богомолов передает идеи пелевинского романа, но он говорит и на свои излюбленные темы: о жестоком обращении с детьми, о политической ситуации, о современном искусстве и критиках, о любви, о смерти, о связи Эроса и Танатоса (то есть любви и смерти).

В спектакле Богомолова заложена идея о вымирании любви в современном обществе. Искренней, безусловной, не когда женщина испытывает высшее сексуальное наслаждение, если деньги приходят на ее счет (привет другому спектаклю Богомолова «Идеальный муж»), а когда любишь просто так, без всяких условий. Такую любовь впору заносить в Красную книгу. Не случайно в одном из эпизодов герои Дарьи Мороз и Игоря Миркурбанова уходят прочь под песню «Я поля влюбленным застелю» Владимира Высоцкого, словно отдаляясь друг от друга и от той самой беззаветной любви.

Эти двое умудряются приковывать к себе зрительское внимание на протяжении очень долгого времени. Игорь Миркурбанов вообще способен выдержать крупный план любой продолжительности, что является большой редкостью в наше время. Этот актер будет просто молчать, но все зрительское внимание будет обращено к нему. Однажды известный драматург Григорий Горин сказал об Олеге Янковском: «Когда высвечивают выразительные глаза Янковского, то молчать ему интересней, чем говорить монолог». С Миркурбановым тот же случай…

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале