• USD 375.5
  • EUR 425

Вбитые в голову гвозди, кентавры и «вертикаль страсти». Уроженец Казахстана сыграл в спектакле «Теллурия» по Сорокину

Опубликовано: 11 Февраля 2019 г. Автор: Ольга ХРАБРЫХ | г. Москва
Вбитые в голову гвозди, кентавры и «вертикаль страсти». Уроженец Казахстана сыграл в спектакле «Теллурия» по Сорокину
© Театр на Таганке
просмотров 738

В Театре на Таганке в Москве состоялась премьера спектакля Константина Богомолова «Теллурия», в основу которого лег одноименный роман Владимира Сорокина. Постановка, в которой задействован и уроженец Казахстана Игорь Миркурбанов, сделана с максимальным уважением к автору.

Действие романа Сорокина происходит в конце XXI века, когда человечество снова погружается в этакое средневековье. Евразия распадается на множество мелких княжеств и республик, населенных людьми, кентаврами, псоглавцами и прочими существами. Роман разделен на 50 глав, написанных в разных стилях, причем персонажи практически не связаны между собой. Единственное, что их объединяет, – это поиск теллура – химического элемента, хрупкого серебристо-белого металла, из которого делают специальные гвозди. Если забить этот гвоздь в определенный участок головы, то можно испытать невероятную эйфорию, когда кажется, что любая задача по плечу. Это своего рода наркотик, который жаждут получить все персонажи произведения.

В свое время Константин Богомолов назвал книгу «Теллурия» вершиной творчества Владимира Сорокина. Поэтому неудивительно, что с этим произведением режиссер, привыкший ставить отчаянные эксперименты над классикой, обращается с большой нежностью и любовью. Здесь нет его привычных отсылок к другим литературным нетленкам, гэгов, буффонады и приблатненного шансона.

Теллурия 2.jpg

«Теллурия» – один из самых лиричных и в то же время жестких спектаклей Константина Богомолова. Замысел режиссера как всегда воплощает его верный помощник – художник Лариса Ломакина, чью сценографию можно охарактеризовать как точную, лаконичную и чрезвычайно выразительную. Посреди сцены – яма, будто символ страны, скатившейся в лузу истории. По всему периметру сценической площадки разбросаны многочисленные стулья. Чуть поодаль находятся красный трон и ледяная гора.

Вот в этом пространстве и живут герои романа «Теллурия». Не будучи любителем открытых эмоциональных проявлений, Богомолов все же умудряется вызывать у зрителя яркие эмоции. И это при том, что кажется, будто герои только и делают, что читают текст: спокойно, бесстрастно, выразительно. Временами это неторопливое действие похоже на какой-то сон, одновременно и страшный, и завораживающий.

Вот художественный руководитель Театра на Таганке Ирина Апексимова размышляет о женском одиночестве, используя для этого яркие гротескные образы, заставляющие покраснеть наиболее чувствительных барышень.

А вот демонический Игорь Миркурбанов гипнотическим голосом рассказывает о «вертикали страсти», и зрители, а особенно зрительницы в зале, с жадностью ловят каждое его слово.

Теллурия 3.jpg

Но, пожалуй, самым сильным по эмоциональному накалу стал дуэт персонажей в исполнении самого режиссера Константина Богомолова и Сергея Чонишвили (в другом составе эти роли играют Сергей Епишев и Валерий Горин). Они исполняли роли псов, смачно пожирающих человеческое мясо. И в каждом из эпизодов наслаждаешься изяществом литературного языка Владимира Сорокина, персонажи которого говорят на 50 разных диалектах.  

По сути, спектакль «Теллурия», как и одноименный роман, – это философское размышление о судьбе страны, которая, по словам Сорокина, «начиная с 1917 года катилась в лузу, то есть к небытию мировой истории», и судьбе «маленького человека» на ее фоне. Во все времена Россия (а сколько лет Казахстан и другие государства, входившие в состав СССР, находились с нею в одной упряжке!) вела спящий образ жизни, пробуждаясь по воле бунтовщиков и революционеров, а люди вечно искали «теллур» – этакий источник счастья, помогающий выжить в самый страшный период.

Если выйти за скобки романа, то у каждого свой «теллур». Разве нельзя назвать вечным наркотиком жажду денег и власти? Но, наверное, самым сильным «теллуром» все-таки является любовь, вызывающая у человека устойчивое эйфорическое состояние и чувство потери времени, заставляющая свернуть горы, бороться и жить.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале