просмотров 797

Актобе рискует остаться без поваров

Опубликовано: 27 Января 2020 Автор: Дмитрий ШИНКАРЕНКО | Актобе
Актобе рискует остаться без поваров
pixabay.com

Миф о том, что в провинциальных городках нет хороших ресторанов, развенчан еще несколько лет назад. Однако теперь заведения общепита в регионах столкнулись с другой проблемой. В частности, рестораны и кафе в Актюбинской области испытывают кадровый голод.

То, что за последние годы уровень заведений общепита в западном регионе заметно вырос, подтверждают в Ассоциации ресторанного и гостиничного бизнеса Актюбинской области.

Отрадно, что приезжаешь в район, а там много современных ресторанов. Спрос хороший. Что касается Актобе, то кухня у нас не хуже, чем в столице, а вот сервис немного хромает, – признается председатель ассоциации Бану Тлегенова.

Сервис и обслуживание в ресторане напрямую зависят от персонала. Будь в меню заведения хоть самые изысканные блюда, хамоватые официанты испортят все впечатление. В такой ресторан посетители снова не придут. Проблемы с персоналом есть не только в Актобе, но и практически во всех крупных городах Казахстана.

Огромная проблема с кадрами. Это и технический персонал, и работники кухни. Их очень мало, – сетует Бану Ганиевна. – Не можем найти ни техничку, ни гардеробщицу, ни посудомойщицу. Предлагаем 60 тысяч тенге за 15 дней. Не идут! Дошло до того, что рестораторы привлекают работников по часам.

Одна из востребованных профессий на актюбинском рынке – официант. Если в Турции или Европе это люди среднего и старшего возраста, то в Казахстане – молодежь. Тенденция последних двух лет – молодые люди не желают работать официантами.

Я уже 20 лет работаю в ресторанном бизнесе, но такого не было никогда: это стало проблемой номер один. Раньше держались за место, на подработку шли, сейчас или родители обеспечивают, или требования у молодежи завышенные, – рассказывает руководитель ассоциации. 2.jpg

Выпускники колледжей, получив диплом повара, без проблем устраиваются на работу, благо кафе и ресторанов в Актобе много. Вот только проработав чуть больше полугода, они увольняются.

Уходят в другие заведения. Некоторые свое дело открывают. Успешно или нет – это другой вопрос, – делится мнением преподаватель актюбинского технико-технологического колледжа Роза Кенжина. – На самом деле работа повара – это тяжелый труд, многие просто переоценивают свои силы, а когда понимают, что это такое, не стараются преодолеть себя, а увольняются. 10 лет назад я не могла устроить своих студентов на практику, теперь и практика есть, и работы достаточно, но выпускники не выдерживают.

Опытные шеф-повара, оценивая ситуацию, начинают выдвигать свои требования, прежде всего они хотят повышения зарплаты. Если же владелец ресторана не соглашается, шеф уходит, причем вместе со своей командой.

Ниша свободная, вот у поваров и разыгрывается звездная болезнь. Курсируют по ресторанам, выбирая лучшие условия. В итоге падает ответственность, снижается качество работы, – подчеркивает Бану Тлегенова.
Названы самые востребованные на казахстанском рынке труда профессии
читайте далее

Труд начинающего повара оценивается в 70–80 тысяч тенге, мастер средней руки зарабатывает от 100 тысяч, шеф-повар получает около 250 тысяч.

Кадровый голод испытывают также пиццерии и суши-бары. Владелец одного из таких заведений Аслан Нурсултанов решил сам растить кадры. Сейчас его выпускники – лучшие в своем деле. Однако и тут возникла проблема.

Обучатся и мнят себя профи, открывают собственные пиццерии. Закрываются, не выдерживая конкуренции, снова приходят к нам. Я бы и рад не брать этих предателей на работу, но у меня выбора нет, – объясняет Аслан. – Проблема в нынешнем поколении: ценности у молодежи другие, они безответственные и ленивые. Приходят после колледжа и хотят сразу 200 тысяч зарабатывать. Предлагаешь меньше – уходят.

Кстати, в соседних областях России ситуация с кадрами не лучше.

Сейчас ресторанный рынок повсеместно ломают дилетанты, – считает генеральный директор Федерации рестораторов и отельеров Оренбургской области Павел Скляренко. – Пытаются продвинуться, не имея опыта в организации заведений общественного питания. А через полгода удивляются, почему к ним не идут люди, а еще через полгода продают бизнес. Их первая ошибка – ценовой демпинг. Такие новички портят нам потребителя. Если ты идешь в бизнес, то нужно быть профи в своем деле. Клиента легко привлечь, удержать гораздо сложнее, – соглашается с этим алматинский эксперт в области маркетинга Ростислав Инжаков. – Новые рестораны не привыкли удивлять разнообразием меню, они просто бьют чеком и скидками. Это путь в никуда! Есть хорошие программы лояльности. К примеру, какой-то процент от суммы заказа зачисляется на карточку клиенту. И его можно использовать, когда придешь снова. К сожалению, в провинциальных городах это не используют.
Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале