Круглые сутки семь дней в неделю в Талдыкорганской диспетчерской «скорой помощи» ни на минуту не прекращаются звонки

Опубликовано: 27 Ноября 2019 Автор: Айжан ДЖАЙЛАУБАЕВА | Алматинская область
Круглые сутки семь дней в неделю в Талдыкорганской диспетчерской «скорой помощи» ни на минуту не прекращаются звонки
vk.com
просмотров 1659

Круглые сутки семь дней в неделю в Талдыкорганской диспетчерской «скорой помощи» ни на минуту не прекращаются звонки, а время, отведенное на выезд, исчисляется секундами. Никто из работающих здесь медиков не знает, чем обернется их смена, где они окажутся, сколько боли и слез увидят. Мы провели один день с экипажем «скорой помощи» – бригадой № 13, где работают фельдшер Ардак Ержанова и водитель Карпат Райымбеков.

Их рабочий день начинается в восемь утра и длится 12 часов. Но они на месте уже в 7.00, так как им нужно принять смену, проверить реанимобиль, пополнить запас медикаментов, а как только выясняется, что все в норме, поступает первый вызов:

– Тринадцатая, выезжайте в микрорайон «Новостройка», бабушке плохо.

– Заявка принята, выезжаем!

С этого вызова и начался наш рейд со «скорой» города Талдыкоргана. Через три минуты неотложка была на месте.

Бабушке 71 год, она жаловалась на высокое давление. Ардак Сатыбалдиновна стала расспрашивать о самочувствии пациентки. Вежливое обращение с больным дает медработнику больше шансов сблизиться с ним и точнее узнать, что же беспокоит человека, а значит, быстрее поставить предварительный диагноз.

Как оказалось, дочь бабули только вчера вышла на свободу из колонии, вот волнение и дало о себе знать. Да к тому же пенсионерка не выпила вовремя назначенные ей препараты.

Результаты кардиограммы отклонений не выявили, госпитализация не потребовалась. Фельдшер дала бабушке лекарство, сделала внутривенный укол, после чего давление начало потихоньку снижаться.

DSC_0912.JPG

После каждого вызова Ардак Сатыбалдиновна обязана заполнить карту пациента, но часто не успевает – приходится спешить на следующий вызов.

Я на «скорой» с 18 лет, в 1987 году окончила Талдыкорганское медучилище и по направлению попала в Аксускую ЦРБ, работала там примерно год, потом вышла замуж и с тех пор в Талдыкоргане, – рассказывает о себе Ержанова, пока мы едем. – У меня есть сын, он работает летчиком в Шымкенте, есть двое внуков…

И вот мы у порога дома по улице Пушкина, на этот раз все серьезно – у девушки сильно упало давление, что привело к галлюцинациям. Это повторный вызов, поэтому в результате обследования было принято решение о госпитализации, пациентку повезли в многопрофильную больницу города Талдыкоргана. Ее мать была, как говорится, не в духе, вела себя грубо, но фельдшер призналась, что ее можно понять, все-таки стрессовая ситуация, каждая мать переживает за своего ребенка. По словам Ардак Ержановой, бывают действительно опасные случаи, так как часто приходится выезжать на чрезвычайные происшествия, семейные скандалы, да и пациенты не всегда бывают безобидными:

Когда приезжаем на вызов, мы не знаем, что нас ждет. Ведь порой больные бывают в алкогольном, наркотическом опьянении, агрессивные, возбужденные…

Хорошо, что у фельдшеров есть незаменимые помощники – водители, которые в любой ситуации придут на помощь, защитят, а если потребуется, помогут с тяжелым оборудованием.

Водители нам во всем и всегда помогают, придерживают систему, помогают шинировать, когда нужно – обезболить, – говорит Ардак Сатыбалдиновна. – Ведь время у нас ограничено – 20–25 минут на каждого пациента, но иногда в зависимости от тяжести заболевания тратишь и все 40 минут. Больше половины времени на вызове занимает бумажная работа: оформление больного, описание причины вызова.

К слову, независимо от того, мужчина ли врач или женщина, ему нужно быть в хорошей физической форме, так как только сумка с лекарствами весит около 10 килограммов, не говоря уже об аппарате ЭКГ, тяжелом кислородном ингаляторе и дефибрилляторе…

Теперь мы оказались на дачах ДО «Красный камень», где без должного освещения и табличек с названиями улиц водителю приходилось кружить по району в поисках нужного адреса. Как рассказал Карпат Райымбеков, это не единственная проблема, с которыми сталкиваются водители «скорой», – хуже всего, когда бригаду встречает разъяренная собака.

unnamed.jpg

Еще одна сложность – тесные дворы и отсутствие парковки, из-за них теряются драгоценные в экстремальных случаях минуты. Не редкость, когда в многоэтажках не работает домофон, тогда бригаде приходится наугад звонить соседям и просить открыть дверь, а время идет…

В этот раз Ардак Ержанова быстро помогла пациентке, которая жаловалась на боли в желудке. Мы отправились на базу, но на полпути поступил новый вызов от… соседки предыдущей пациентки! Пришлось возвращаться. Встретила нас маленькая пожилая женщина, и, переступив порог дома, мы почувствовали холод не только от незатопленной печи, а еще от того, что в доме не было уюта. Выяснилось, что живет женщина одна. Жаловалась она на давление, но все показатели были в норме.

По словам фельдшера, такие ситуации бывают часто. Некоторые пенсионеры вызывают «скорую» для того, чтобы просто померить давление, а по сути, почувствовать хоть чье-то внимание. Они просто хотят поговорить. Для них это лучшее лекарство.

– Раньше нам было намного легче, пациенты были проще, вежливее, а сейчас грубят, тыкают и указывают, что делать, – признается Ержанова. – В 90-е годы мы выезжали только на вызовы, когда человек без сознания, с отдышкой, сердечной болью, астмой, ДТП или же попытка суицида. А сейчас люди набирают 103, если пальчик порежут. Народ не знает, для чего им нужна «скорая», нас вызывают, даже если плачет ребенок. С детьми особенно тяжело, точнее, с их родителями, они не знают самых простых вещей. Когда им объясняешь, что мы экстренная служба, они этого не понимают. Некоторые в три часа ночи хотят пройти обследование, требуют отвезти в стационар, а потом еще и привезти обратно. Звонят нам, когда нет лекарств в доме, а в аптеку идти лень. Порой пациенты вызывают участкового врача, а потом сразу же нас.

– Но зачем?!

– Да чтобы сравнить назначение!

По статистике, в смену поступает более 2 000 вызовов по области, среди них порядка 50–100 необоснованных. По городу – 300–350 вызовов в день.

Экипаж тратит свое время на человека с «пустым» диагнозом, а в этот момент кто-то на самом деле нуждается в помощи. Это говорит о том, что у населения нет солидарной ответственности за здоровье. Полностью избавиться от ложных вызовов вряд ли удастся, ведь вместо похода к лечащему врачу некоторым горожанам легче набрать на телефоне номер 103, чтобы не стоять в длиннющих очередях поликлиники. Но такие люди забывают, что задача «скорой» – экстренная помощь, и спешит она, чтобы спасать жизни.

DSC_0856.JPG

Следующим на коммуникатор Ардак Ержановой поступает сообщение о жалобах на сердце. Выезжаем в приемник-распределитель города Талдыкоргана. «Скорую» ждали, а нас, журналистов, – нет. Этот объект находится под строгим контролем правоохранительных органов, так что в этот раз осматривать пациента фельдшер отправляется без нас.

К слову, о коммуникаторе – у фельдшеров есть планшеты, на которые можно принимать вызовы, заносить все данные, отправлять сообщения, вести запись разговора и делать скриншоты вызовов. Как утверждают фельдшеры, с внедрением новых технологий их работа облегчилась. Но все равно на сегодняшний день специалисты «скорой» перевыполняют запланированную нагрузку в разы. По нормативам, одна бригада должна обслуживать 15 вызовов за смену, но в реальности это 27–28 вызовов в сутки, а то и больше.

Никто не жалуется, – говорит Ардак Ержанова, – мы знали, куда идем. Это наша профессия, и мы должны спасать людей, вне зависимости от того, отработали мы положенные часы или нет.

За смену у бригады № 13 не было времени даже перекусить, только к трем часам дня появилось 10 минут свободного времени. И то половину из них потратили на подзарядку оборудования. Эти люди ценят каждую минуту, а то и секунду, ведь они знают, что доля секунды может стать решающей для кого-то…

Отработав, Ардак Ержанова и Карпат Райымбеков сдают смену и идут на отдых. Прощаясь с нами, они говорят, что смена была тихой.

Все, что мы увидели за время, проведенное с экипажем, – высокая температура у ребенка, на улице человеку стало плохо, приступ астмы, высокое давление, подозрение на аппендицит, вывих ноги и многое другое, – все это, оказывается, в пределах нормы.

Калдыбаев.jpg

Вместе со своими сотрудниками без сна обходится и главный врач областной станции скорой и неотложной медицинской помощи Канат Калдыбаев. Он всегда на связи и переживает за каждого своего специалиста.

– Сколько бригад в вашей команде?

– Начну с того, что станция скорой помощи обслуживает более двух миллионов населения области. На сегодня у нас есть одна станция, 21 отделение, 39 пунктов скорой неотложной медицинской помощи и два отделения санитарной авиации. В области – 165 круглосуточных выездных бригад, из них – 121 бригада неотложки. При ПМСП – 44 бригады скорой помощи. Сейчас нас поделили на две части, одна принадлежит областной станции, а другая – всем районным подразделениям и поликлиникам. У нас больше 20 общепрофильных врачебных бригад, 11 специализированных, из них кардиологических – девять, по одной бригаде интенсивной терапии и для психических больных. В области – 165 санитарных автомашин, работают 54 врача и 626 средних медработников.

К тому же у Министерства здравоохранения мы запросили еще 80 машин, так как наши бригады работают с большим перенапряжением, но, несмотря на это, все параметры соблюдаются.

– Как можно устроиться к вам на работу?

– К нам очень трудно попасть, отбор очень строгий. К нам могут устроиться на работу только терапевты, педиатры и врачи «скорой помощи». Зачастую многие не выдерживают и через некоторое время уходят. Специфика работы «скорой помощи» заключается в умении быстро принимать решения, ставить предварительный диагноз, не имея возможности полноценного обследования и с минимальным набором средств. Поэтому главные качества наших сотрудников – это стрессоустойчивость, оперативность, четкость и непоколебимость.

К слову, первую медицинскую помощь могут оказать абсолютно все наши сотрудники, вплоть до водителей.

– Какими новшествами вы можете похвалиться?

– С декабря прошлого года мы перешли на единую диспетчерскую службу Алматинской области, которая находится в первой поликлинике Талдыкоргана. В одну смену там работают порядка 30 человек. Они принимают звонки со всего региона. Если раньше в каждом районе была своя «скорая помощь», то сейчас есть единая система «Комек-103». Преимущества этой программы в том, что сокращается время вызова, все машины у нас с GPS, мы видим в реальном времени с точностью до секунды их местоположение.

У нас был такой случай – на границе двух районов, Талгарского и Илийского, ранили человека. Люди не могли дозвониться, звонили из Талгара, но попадали в Илийский район, а сейчас все вызовы попадают к нам, и мы еще в крупных районах поставили свои подразделения диспетчерской службы, потому что наши диспетчеры могут не знать расположение некоторых аулов, улиц, а местные знают.

– Люди зачастую жалуются на несвоевременный приезд «скорой», в чем причины этой проблемы?

– У нас есть определенная градация вызовов. Время доезда по первой категории – 10 минут, по второй категории – 15 минут, по третьей и по четвертой должны подъезжать в течение часа.

У нас многие пациенты хотят, чтобы по их звонку мы мчались пулей, но это невозможно: существуют такие факторы, как пробки, неправильные адреса, машины, оставленные в неположенном месте, и многие другие обстоятельства. Но наши специалисты стараются изо всех сил. Ведь они знают, что самое драгоценное в нашем деле – это время.

Но пациенты и их близкие могут помочь нашим фельдшерам. Нужно стараться описывать симптомы правильно – например, бывает так: говорят, что умирает человек, мы отправляем туда бригаду первой категории, а по приезде обнаруживаем девушку, у которой истерика из-за разрыва отношений с парнем. Да, представьте себе, и такое бывает! Или, наоборот, сообщают, что всего-навсего болит желудок, а на самом деле у человека инфаркт, и мы должны были туда лететь по первой категории. Повторю: нужно правильно описывать симптомы. Это и есть солидарная ответственность за здоровье человека. То есть мы отвечаем за ваше здоровье, но пациент не должен забывать, что он тоже в ответе за себя. Правильный образ жизни, здоровое питание, спорт и тому подобное тоже никто не отменял.

– У вас сейчас есть возможность обратиться к нашим читателям, что бы вы хотели им сказать?

– Хотелось бы, чтобы население относилось с пониманием к нам. Медик, который приезжает на вызов, – он один на один с проблемой пациента, и он должен быстро среагировать и оказать помощь. Вы знаете, какие эмоциональные нагрузки испытывают наши сотрудники? Ну представьте себе – вчерашняя студентка приезжает на место ДТП и видит там кровавое месиво… В мирное время они находятся на войне, а потом идут обслуживать какого-нибудь неуравновешенного человека, который начинает грубить и оскорблять. Справедливо ли такое отношение? Общество должно знать и об этой стороне нашей работы. Желаю вам крепкого здоровья, а мы в свою очередь круглые сутки готовы прийти к вам на помощь!

Памятка при вызове «скорой помощи».
Служба «скорой помощи» – ЭКСТРЕННАЯ медицинская служба, в чьи обязанности входит оказание помощи при УГРОЖАЮЩИХ ЖИЗНИ состояниях:

– дорожно-транспортных происшествиях;

– падениях с высоты;

– минно-взрывных, огнестрельных, ножевых ранениях;

– ожогах, утоплениях, электротравмах;

– потере сознания, судорогах;

– острых кардиологических заболеваниях (инфаркт миокарда и др.);

– острых отравлениях;

– острой боли в животе;

– и других заболеваниях, представляющих непосредственную УГРОЗУ ЖИЗНИ человека.

«Скорая помощь» НЕ БУДЕТ, так как не обязана:

– выписывать справки, больничные листы и рецепты;

– расписывать терапию заболевания, оказывать консультационные услуги;

– лечить, применять препараты сверхустановленных стандартов лечения;

– госпитализировать по просьбе или при заболеваниях, не требующих госпитализации, согласно стандартам оказания помощи;

– госпитализировать в нужную вам больницу;

– нести сумки с пожитками госпитализируемого;

– «просто послушать», снимать ЭКГ «на всякий случай»;

– осматривать заодно и других членов семьи;

– разбирать семейные конфликты, читать лекции о вреде алкоголизма;

– помогать перевернуть, поднять, подмыть бабушку;

– помогать наряжать новогоднюю елочку;

– оказывать помощь домашним питомцам.

Помните, что:

– дети в возрасте до года в большинстве случаев госпитализируются, вне зависимости от диагноза;

– большинство больных с болями в животе подлежат госпитализации;

– в случае поездки в больницу для консультации возвращаться домой вам придется уже самостоятельно, вне зависимости от времени суток;

– сотрудника «скорой» невозможно обмануть или удивить;

– сотрудники «скорой» НИКОГДА не снимают обувь в доме пациента!


Уважаемые пациенты! У большинства приехавших к вам сотрудников службы 103 за плечами сотни спасенных жизней. И очень тяжелая работа: бригады сутками не покидают машин, работают без возможности нормально поесть и отдохнуть. Пожалуйста, будьте здоровы!

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале