просмотров 1573

Ловец душ

Опубликовано: 20 Июля 2018 Автор: Ольга ХРАБРЫХ | Москва
Ловец душ
Вячеслав Сачков

Высший пилотаж в искусстве фотографии – запечатлеть человека без «маски», в тот момент, когда он становится самим собой. Уроженцу Алматы, оператору Вячеславу Сачкову неоднократно это удавалось, в чем можно убедиться, глядя на портреты Георгия Жженова, Зиновия Гердта, Никиты Михалкова, Микеле Плачидо, Валентина Распутина и других известных людей, представленные на его персональной выставке во ВГИКе в Москве.

2.jpg

– Вы ведь, кстати, снимали документальный фильм об одном из героев вашей портретной галереи – актере Георгии Жженове...

– Картина «Георгий Жженов. Русский крест» режиссера Сергея Мирошниченко была снята методом прямого кино – камера постоянно находится рядом с человеком и «следит» за проявлением в кадре его характера. Поскольку главный герой фильма – актер, то он держится весьма естественно. Следить за простым человеком было бы гораздо сложнее, потому что многие боятся камеры.

– Как вы думаете, что помогло Жженову выжить в лагерях?

– Я бы назвал Георгия Жженова Человеком с большой буквы. Чтобы выжить в таких условиях, нужно было иметь сильный характер. Единственное, чего боялся Георгий Степанович в тот страшный период, – это обморозить лицо, и он всячески старался его беречь, поскольку думал о будущем. Он верил, что когда-нибудь обязательно вернется в актерскую профессию, и эта вера спасала его в невыносимо трудные моменты лагерной жизни. Георгий Жженов играл на сцене практически до самой смерти. Поскольку в свое время он окончил цирковое училище, то был очень сильным и выносливым. Именно это его и спасало, а еще – какая-то внутренняя вера в лучшее, убежденность в своей правоте и невероятное жизнелюбие. Находясь в лагерях, он каждый день писал письма руководству о том, что невиновен.   

– Как-то Владимир Познер сказал, что тяжелее всего делать интервью с друзьями. А про фото- и видеосъемку можно сказать то же самое?

– Друзья уже практически не реагируют на камеру. А чтобы любой новый человек не нервничал, сначала нужно попытаться наладить с ним контакт. Обычно я так и делал, и получалось очень органично. А еще нужно создать человеку максимально комфортные условия, чтобы он смог раскрыться. Если вашему герою что-то мешает, то он начинает чувствовать дискомфорт и зажиматься.

3.jpg

Хорошо помню, как снимал в Алма-Ате портрет Микеле Плачидо, который был гостем кинофестиваля «Евразия». Актер пребывал в довольно расслабленном состоянии, и поэтому с ним было легко работать. С артистами всегда проще, но в то же время сложнее, потому что часто они носят «маску», за которой трудно разглядеть человека. Я пытаюсь поймать момент, когда человек становится самим собой. Иногда это длится буквально доли секунды. Однажды писатель Виктор Астафьев вел собрание, а потом вдруг в какой-то момент ушел в себя и отключился от внешней среды. Я успел запечатлеть его в эти секунды.

Высшее мастерство фотографа состоит в том, чтобы снять характер человека. Например, итальянский фотограф Тони Ваккаро снял выразительный портрет Пабло Пикассо, причем так, как этого не делал никто до него, – художник на нем выглядит вдумчивым и сосредоточенным. А Пикассо, как известно, всегда любил буффонаду. Однажды в одной немецкой дореволюционной книге я увидел портрет Ленина и был просто поражен, потому что никогда не видел вождя мирового пролетариата таким. Обычно на фотографиях, рисунках и картинах Ленин казался очень энергичным и немного добреньким. А на увиденном мною снимке был запечатлен необычайно волевой человек с тяжелым взглядом. То есть на этой фотографии проявился характер Ленина.

Самое читаемое
Ловец душ
20 Июля 2018
Лицом к яйцу
26 Июля 2018

Читайте также
Похвала пахлаве
В Зыряновске местные жители похвалили вкус настоящей турецкой пахлавы
369 0 0
Лицом к яйцу
Мэтры мирового фотоискусства проведут в Алматы серию практических мастер-классов
435 0 0
«Бандиты обещали переломать нам руки и ноги»
Сельский библиотекарь рассказала «ЭК» о своей нескучной жизни
254 0 0