просмотров 1656

В Казахстане необходимо упорядочить взаимоотношения между разными субъектами сферы туризма

Опубликовано: 16 Ноября 2020 Автор: Ярослав РАЗУМОВ | Алматы
В Казахстане необходимо упорядочить взаимоотношения между разными субъектами сферы туризма
tanea.gr

Чтобы развивать туризм в Казахстане, мало создавать инфраструктуру и проводить рекламные кампании, нужно еще правильно выстроить взаимоотношения между участниками рынка туристических услуг.

Потребитель туристических услуг, покупая путевку, не задумывается, насколько непроста структура этого рынка. И если сталкивается с некачественным обслуживанием, то ругает всех подряд. А ведь у разных субъектов туристической отрасли разные зоны ответственности. Есть, например, местные экскурсоводы, а есть гиды. Среди гидов есть трансферный гид, а есть гид-переводчик. И если их услуги законодательно не регламентированы, то турист вполне может получить совсем не то, на что рассчитывает.

В странах с хорошо развитым туристическим законодательством и эффективными практиками трансферные гиды сопровождают туристов как в ближних, так и в дальних поездках, – объясняет координатор Ассоциации гидов и туристических объектов Айгуль Каратаева. – А обслуживать на конкретных объектах должны местные гиды и экскурсоводы. У них разные задачи. У первых – обеспечить безопасность и комфорт в путешествии, рассказать общую информацию о маршруте и о месте пребывания. А у вторых – знакомить людей непосредственно с регионом, с его историко-культурными или природными объектами.

В стране с большой территорией и обилием достопримечательностей крайне сложно быть компетентным специалистом по объектам, расположенным в разных регионах. Можно ли, например, живя в Караганде или Уральске, хорошо знать историю и Иссыкского кургана, и Рахмановских ключей, и пустынь Мангистау? Говорят, что несколько таких специалистов в Казахстане есть, но они являются представителями старой, советской экскурсоводческой школы. Удовлетворить все запросы растущего межрегионального туризма и тем более международного (который, как надеются в турбизнесе, оживет после пандемии) эти люди, конечно, не могут. Среди молодежи пока таких экспертов нет. Конечно, рано или поздно они появятся, но вряд ли их будет очень много: это требует долгого обучения, постоянного повышения квалификации и ясных законодательных правил. Поэтому сейчас нередко случаются ситуации, когда один экскурсовод совмещает работу и трансферного, и местного гида. В результате возникают проблемы.

Происходит искажение информации, ведь рассказы об одном и том же памятнике или природном объекте могут сильно отличаться, – говорит Айгуль Каратаева. – А речь идет о формировании у людей облика нашей страны. Поэтому знакомить туристов с конкретными объектами должны только местные гиды и экскурсоводы, а сопровождать в поездке – те, кто знает хорошо регионы страны. Тогда услуги будут оказываться качественно. Информационная составляющая в турпродукте так же важна, как, например, транспорт или инфраструктура.
Западно-Алтайский природный заповедник включен во всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКОчитать подробнее

Неразграниченность сфер деятельности гидов приводит еще и к ненужной и непродуктивной конкуренции. Эксперт в сфере горного туризма, член общественного совета Ассоциации гидов Виктор Наврезов отмечает, что давно необходимо упорядочить профессиональные отношения между туроператорами, региональными туробъектами, турагентами и гидами. У ассоциации здесь есть ряд предложений: например, ввести использование системы QR-кодов, обязательные бейджи для гидов, экскурсоводов, инструкторов по туризму и водителей. Информацию на этих бейджах необходимо контролировать. Качественные услуги и зарекомендовавших себя гидов следует продвигать через онлайн-ресурсы. Также нужно решать проблему низкой ответственности туроператоров при организации однодневных экскурсий.

Недавно ассоциация провела двухдневный информационный тур для действующих гидов по южному региону Казахстана, пригласив в него профессионалов из северных и центральных областей. Удивительно, но до сих пор такого в нашей туриндустрии не было. Теперь планируется аналогичный тур уже по северному региону страны, а до лета следующего года – по западному и восточному.

Важным успехом в ассоциации называют то, что удалось отстоять казахстанских экскурсоводов. Дело в том, что в мажилисе при обсуждении изменений и дополнений законопроекта о туризме звучала идея убрать с рынка экскурсовода как отдельного субъекта. Обосновывалось это тем, что в международной практике нет такого понятия, а есть только гид. Но до сих пор в Казахстане по программе Министерства труда и социальной защиты за государственные деньги готовились специалисты по туруслугам, которые официально назывались именно экскурсоводами. Отменить специальность законодательно – значит заставить тысячи людей по всему Казахстану заново проходить сертификацию. И тем самым хоть и временно, но оставить их без работы. Депутаты услышали аргументы ассоциации и экскурсоводов оставили в покое.

Кроме того, ассоциация с недавнего времени представляет в Казахстане Всемирную федерацию ассоциаций туристических гидов (WFTGA), объединяющую все такие структуры на международном уровне. Это дает возможность нашим специалистам изучить и перенять современные стандарты и правила работы гида – наши методики, существующие еще с советских времен, естественно, отличаются от международных. Так что для развития въездного туризма нужно обучать молодых гидов и повышать квалификацию уже работающих по зарубежным стандартам.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале