просмотров 3049

Шел трамвай смертельный номер

Опубликовано: 28 Сентября 2015 Автор: Эрик АУБАКИРОВ | Алматы
Шел трамвай смертельный номер
Фото: Андрея ХАЛИНА

21 сентября в южной столице произошло масштабное ДТП – трамвай покорежил 14 авто, в результате инцидента пострадали пять человек. Благо обошлось без смертей. Пока следственные органы разбираются, кто прав, а кто виноват, мы вспомним другие аварии с участием электрического транспорта.

Пермь, 2012

Очень похожая авария произошла в 2012 году в Перми (Россия). Трамвай с отказавшими тормозами проехал два квартала, тараня попадавшиеся на пути машины. На одном из перекрестков в трамвай въехал внедорожник, от удара вагон слетел с рельсов и врезался в здание. В тот раз, слава Богу, тоже никто не погиб. После аварии за помощью к врачам обратились шесть человек, еще четверых госпитализировали. Виновной в ДТП признали женщину-вагоновожатую. Ее отстранили от управления транспортным средством более чем на полтора года.

Днепродзержинск. 2 июля 1996.

А одна из самых страшных трамвайных катастроф произошла 2 июля 1996 года в Днепродзержинске (Украина). В тот момент в вагоне находились более 150 пассажиров. На очень крутом спуске у трамвая отказали тормоза и машина начала стремительно набирать скорость. Пролетев два километра, неуправляемый трамвай сошел с рельсов и врезался в бетонное заграждение. От страшного удара вагон развалился на части. В результате аварии 34 человека погибли и еще 100 человек получили увечья. Несколько пассажиров пострадали, в панике выпрыгнув из салона через окна. Власти Днепродзержинска установили на месте трагедии монумент.

Львов. 10 января 1972 года.

Другая похожая авария произошла во Львове (Украина) 10 января 1972 года. Вагоновожатый заснул во время спуска по крутому склону, и неуправляемый трамвай понесся вниз на огромной скорости. На перекрестке вагон сошел с рельсов, протаранил толпу людей на остановке, а затем врезался в здание школы. В той жуткой аварии погибли 26 человек. Количество пострадавших неизвестно. В советской прессе почти не писали об этом происшествии. Лишь газета «Вільна Україна» 11 января выдала одним абзацем соболезнования родственникам погибших.

1 декабря 1930 года

Одно из самых крупных ДТП с участием трамвая в советской истории произошло 1 декабря 1930 года в Ленинграде. Тогда поезд-товарняк в результате халатности работников железной дороги опрокинул и подмял под себя трамвай. Пожарным, прибывшим на место происшествия, пришлось поднимать вагоны домкратами, чтобы вызволить уцелевших людей. В той аварии погибли 28 человек, 8 получили тяжелые травмы и 11 были легко ранены. При этом трое человек не пострадали, среди них был и водитель трамвая Савельев. Времена тогда были суровые. Всех причастных к катастрофе осудили и отправили в лагеря. По жестокой иронии судьбы эта трагедия произошла в первый день Декады безопасности на трамвае.

Киев, 13 марта 1961 года.

Также стоит вспомнить куреневскую трагедию, которая произошла в Киеве 13 марта 1961 года. В тот день прорвало дамбу, перекрывавшую урочище Бабий Яр, куда в течение десяти лет сливали отходы производства с кирпичных заводов. Грязевой вал понесся вниз, сметая все на своем пути, и уперся в трамвайное депо, почти полностью уничтожив его. Ситуацию усугубило то, что вовремя не была отдана команда отключить энергоснабжение, и многие работники погибли от поражения электротоком. Только нескольким счастливчикам удалось спастись на крышах ангаров. В память о погибших работниках трамвайного депо в 1995 году был открыт памятный знак, а на территории предприятия сооружена часовня. Одним из инициаторов увековечивания памяти погибших была директор киевского музея электротранспорта Лидия Ливинская. В момент трагедии она была простой вагоновожатой. Заметив опасность, девушка полностью выжала ускоритель, и ее трамвай буквально пролетел по улице и в результате сошел с рельсов. Своим поступком Лидия Ливинская спасла жизнь пассажирам. В результате катастрофы более тысячи человек остались без крыши над головой. Количество погибших и раненых власти пытались замолчать, но в итоге заявили, что трагедия унесла жизни 150 человек. Этим цифрам никто не поверил. Сейчас точное количество погибших установить невозможно, но по самым скромным оценкам прорыв дамбы стоил жизни полутора тысячам человек.

Трамвай Алмта-ата

И все же трамвай является одним из самых безопасных видов городского транспорта. Например, недавняя алматинская авария стала самой масштабной катастрофой в истории казахстанского электротранспорта. А ведь первый торжественный рейс алматинского трамвая состоялся 1 декабря 1937 года!

На сегодняшний день трамваи курсируют в четырех казахстанских городах: Алматы, Павлодаре, Темиртау и Усть-Каменогорске. Но, к сожалению, в конце 90-х годов прошлого века трамвайное сообщение в южной столице пришло в упадок. Еще в 1993 году в Алматы насчитывалось 93 километра трамвайных путей и 200 единиц подвижного состава. А в 1998 году протяженность путей была сокращена до 31,5 километра. Вагоны буквально разваливались на части, а денег на закупку новых не было. Аксайское депо превратилось в кладбище старых трамваев, где их распиливали на металлолом. Только чудом Алматы не пополнил длинный список постсоветских городов, в которых трамвайные системы прекратили свое существование. К слову, этой участи не смогла избежать Караганда.

Сегодня алматинские трамваи переживают ренессанс – закупаются новые машины, ремонтируются пути. И это правильно. Выгоду электротранспорта давно поняли в странах Европы и Америки – в последнее время там начали восстанавливать ранее разобранные линии. Реанимируют трамвайные системы и во многих постсоветских странах. Например, в Ташкенте в 2007 году восстановили один из закрытых в годы кризиса маршрутов и пустили по нему новые вагоны.

После недавнего ДТП в Алматы опять разгорелись споры на тему «А нужны ли нам вообще эти трамваи?». Доморощенные эксперты говорят, что в условиях горного рельефа этот вид транспорта чрезвычайно опасен. Только эти «специалисты» забывают об опыте Сан-Франциско. В этом американском городе тоже много крутых спусков и подъемов, и тем не менее трамваи там являются не только популярным средством передвижения, но и городской достопримечательностью. Правда, вагоны в Сан-Франциско канатные и представляют собой гибрид железнодорожного транспорта и канатной дороги. Между тем стандартные трамваи широко используются в предгорных регионах Польши, Венгрии, Австрии и ряда других стран.

В защиту трамваев можно сказать еще многое. Затраты на создание трамвайной системы ниже расходов на создание метро, а в эксплуатации вагон обходится дешевле автобуса. Трамвайный вагон стоит дороже автобуса и троллейбуса, однако служит намного дольше – 30–40 лет. И самое главное – трамваи не загрязняют воздух, что в условиях задымленной, пропитанной смогом Алматы особенно ценно. 

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале

Читайте также
«Я сын туркестанскоподданного»
Перед судом вскоре предстанет житель Южного Казахстана, обманувший доверчивых земляков на
2328 0 0
Парня с горы тяни, рискни...
Помощь спасателей потребовалась пятерым туристам, заблудившимся в горах Южного Казахстана
2392 0 0
Ад в раю
В Астане во время пожара в элитном жилом комплексе Highvill трагически погибли профессор «
3936 0 0
Грузите лимоны багажниками
В сети сотрудников западноказахстанского департамента по противодействию...
2159 0 0