просмотров 431

Кнут и пряники «зеленой» экономики

Опубликовано: 25 Января 2018 Автор: Николай РАДОСТОВЕЦ, исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий | Астана
Кнут и пряники «зеленой» экономики
Николай Радостовец

Многие экологические нормы и подходы, которым горно-металлургическим предприятиям предписано следовать на законодательном уровне, сегодня не просто устарели, но и тормозят реализацию природоохранных мер. Учитывая тот факт, что Казахстан привержен политике перехода на «зеленую» экономику, стремится соблюдать баланс между достижением экономического роста и охраной окружающей среды, становится очевидной необходимость обновления подходов к природоохранному законодательству. Задачу актуализировать законодательство, в том числе Экологический кодекс, как одну из ключевых глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил в послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции».

Президент заострил внимание на необходимости «критически переосмыслить организацию сырьевых индустрий, подходы к управлению природными ресурсами». Для предприятий горно-металлургического комплекса природоохранная деятельность является важнейшим элементом производственной политики. Для минимизации воздействия на окружающую среду компании стремятся сокращать эмиссии в окружающую среду. Следуя требованиям экологического законодательства, предприятия выполняют собственные природоохранные программы. Многим отечественным компаниям присвоены международные сертификаты соответствия системам управления качеством ISO-9000 и экологического менеджмента ISO-14000, что говорит о высоком уровне экологической безопасности производств, охране атмосферного воздуха, земельных ресурсов и почв.

Но вот удалось ли за прошедший период переломить ситуацию в части улучшения состояния окружающей среды? Этот вопрос остается открытым. Во многом это обусловлено проблемами системного характера.

К сожалению, сегодня миллионные суммы, уплачиваемые компаниями за эмиссии, и экологические штрафы растворяются в государственном и местных бюджетах и не поступают по целевому назначению. Как показал анализ, проведенный Ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), государственные затраты на проведение природоохранных мероприятий несоизмеримо малы по сравнению с производимыми выплатами предприятий. К примеру, в Карагандинской области на финансирование мероприятий по охране окружающей среды направляется всего 0,7% от средств, поступающих от предприятий в виде выплат за эмиссии и экологические штрафы, в Костанайской области – 3%, в Павлодарской – 3,2%. В сложившихся условиях в интересах местных властей не решать экологические проблемы регионов, а пополнять бюджет территорий. К тому же регламент экологических налогов и платежей в Казахстане не предусматривает возможности компенсации части затрат предприятий на проведение природоохранных мер – установку очистных сооружений, фильтров, контрольных приборов выбросов в окружающую среду, внедрение новых технологий, зачастую довольно дорогостоящих, для уменьшения вреда, наносимого окружающей среде. Поэтому АГМП считает, что с целью улучшения экологической ситуации государству необходимо оптимизировать подходы к формированию как доходных, так и расходных частей бюджета с целью устранения зависимости от природоохранных платежей и штрафов.

Кардинальных изменений требует существующая практика в отношении преобладания в Казахстане контрольно-надзорных и фискальных способов регулирования природоохранной деятельности, нежели рыночных механизмов.

По оценке многих международных экспертов, в республике платежи и штрафные санкции за экологические нарушения уже сейчас находятся на уровне развитых стран, а в некоторых случаях превышают их уровень.

В действующем управлении охраной окружающей среды продолжают усиливаться ответственность и система наказаний за нарушения экологического законодательства и никак не развиваются стимулирующие методы.

Однако невозможно существенно продвинуться на пути к «зеленой» экономике, не заинтересовав в этом природопользователей. К примеру, предприятия сегодня не заинтересованы перерабатывать отходы, наращивать за их счет производственные мощности, напротив, это чревато для них платой за повторное размещение отходов, хотя уже сейчас в Казахстане накоплено порядка 28 млрд тонн отходов, из которых 11 млрд тонн относятся к техногенным минеральным образованиям.

В то же время опыт стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показывает, что внедрение стимулирующих налогов и платежей, государственное субсидирование природоохранных инвестиций, ускоренная амортизация, уменьшение ставок налогов на имущество и корпоративных налогов приносят ощутимый эффект в сохранении экологии и экономии средств предприятий.

Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий на протяжении нескольких лет инициирует реализацию мер поощрения природопользователей, внедряющих «зеленые» технологии, снижающих негативное воздействие на окружающую среду, делающих ставку на переработку и утилизацию отходов. Ассоциация также вносит предложения по совершенствованию таких норм экологического законодательства, как целевое использование экологических штрафов и платежей, правила экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, вовлечение отходов производства во вторичное использование и многих других.

Нелишним, на мой взгляд, будет напомнить о таящихся в существующем законодательстве коррупционных нормах. Так, благоприятной почвой для совершения противоправных действий становятся пробелы и коллизии в правовых нормах, регламентирующих обращение с отходами, порядок нормирования выбросов и сбросов, проведение государственной экологической экспертизы, разрешительной системе и так далее. Скажем, при отсутствии разрешения на природопользователя налагаются крупные суммы штрафов как за несанкционированные эмиссии (несмотря на то что у природопользователя имеется разработанный в рамках правил проект нормативов размещения отходов, являющийся основанием для выдачи разрешения на эмиссии), при том что при аналогичных объемах выбросов загрязняющих веществ и при наличии соответствующего разрешительного документа эти действия считаются вполне правомерными. Подобная нестыковка способствует увеличению коррупционной составляющей в разрешительной системе.

…В самом начале наступившего года вступили в силу два концептуальных документа – Кодекс о недрах и недропользовании и новый Налоговый кодекс.

К нововведениям Кодекса о недрах относится новый порядок ликвидации последствий операций по недропользованию, предусматривается урегулирование вопросов, связанных с переходом на новый порядок разработки и утверждения проектных документов. Значимым шагом к увеличению объемов переработки отходов является передача накопленных до 1992 года государственных техногенных минеральных образований (ТМО) в собственность природопользователя, на чьей контрактной территории они находятся.

В то же время новый Налоговый кодекс предусматривает ряд существенных изменений, направленных на упрощение административных процедур, повышение прозрачности, защиту интересов предпринимателей, а также освобождение от КПН при передаче государственных ТМО.

Однако эти два ключевых документа не унифицированы с природоохранным законодательством. Предусмотренные в рамках двух кодексов меры направлены на стимулирование к большей переработке отходов, в том числе техногенных минеральных образований, однако при этом отсутствуют экономические стимулы к переработке ТМО, которые по-прежнему рассматриваются как полноценное сырье, а не отходы.

В дополнение к этому напомню, что ныне действующий Экологический кодекс был принят в 2007 году, и за прошедшие 10 лет документ 51 раз подвергался изменениям и дополнениям.

Поэтому, говоря о дальнейшем развитии ресурсного потенциала, президент отдельной строкой выделил необходимость актуализации Экологического кодекса. Полностью поддерживая этот важнейший аспект обращения главы государства, Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий предлагает разработать в стране новый Экологический кодекс. С позиции АГМП, полноценное решение экологических вопросов, внедрение стандартов ОЭСР возможно лишь в рамках подготовки нового природоохранного законодательства. Экологическое законодательство должно способствовать эффективному регулированию природопользования и снижению необоснованных административных, юридических и финансовых рисков для промышленных предприятий, улучшению инвестиционного климата в Казахстане.

От этого в конечном счете зависит, в каком состоянии мы оставим окружающую среду будущим поколениям.

Последние новости Казахстана и мира читайте на нашем Telegram-канале